• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Рекомендации для родителей и специалистов, работающих в сфере защиты детства, о негативных последствиях судебных тяжб и споров родителей по определению места проживания детей и порядка общения с ними для психологического здоровья несовершеннолетних

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Рекомендации для родителей и специалистов, работающих в сфере защиты детства, о негативных последствиях судебных тяжб и споров родителей по определению места проживания детей и порядка общения с ними для психологического здоровья несовершеннолетних

    Рекомендации  для родителей и специалистов, работающих в сфере защиты детства,   о негативных последствиях судебных тяжб и споров родителей по определению  места проживания  детей и порядка общения с ними для психологического здоровья несовершеннолетних

    Для любого ребенка конфликт между родителями – это стресс, а развод может восприниматься им как трагедия. Поэтому  особенно важно, чтобы  в период     развода и после него родители  проявляли особое  внимание к своему ребенку, его психоэмоциональному состоянию, стремились   создать условия для  его регулярного общения с обоими родителями в психологически безопасной обстановке.

    Конфликты (развод) между родителями влекут за собой неблагоприятные последствия для ребенка в том случае, когда родители бессознательно или осознанно вовлекают детей в борьбу друг против друга – конфликт  лояльности. Когда ребенок втянут в такой конфликт, это не только  негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, но  и создает значительный риск нарушений психического развития. Ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной, т.е.  проявление  с его стороны  любви к одному из родителей ставит  под угрозу  отношения с другим. Следствием конфликта лояльности может стать  развитие невротических симптомов: страхов или фобий, раздражительности, плаксивости, излишней покорности, и т. п. Ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка. В ином  варианте  родители частично переносят на ребенка свои негативные чувства к партнеру, что делает их отношения довольно противоречивыми, имеющими существенный агрессивный компонент.

    Типичные детские реакции на  развод  и факторы, повышающие риск развития психических и психологических нарушений у детей в пост разводный период:

    В большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1-2 лет после развода, при условии, что взаимоотношения между родителями конструктивные и ребенок не является постоянным участником их продолжающегося конфликта.

    Отдаленные последствия высоко конфликтного развода родителей для детей и подростков:

     Дети, пережившие высоко конфликтный развод родителей, раньше уходят из дома и начинают жить самостоятельно, раньше начинают сексуальную жизнь. По достижению совершеннолетия лица, пережившие развод родителей, имеют больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом. Они раньше создают семью, будучи   психологически не готовыми  к подобным отношениям;  у них ниже уровень удовлетворенности браком;  выше частота разводов в собственных семьях. Их взаимоотношения с родителями менее близкие и характеризуются меньшим уровнем поддержки.

    Последствия участия детей разного возраста в конфликтах между родителями:

    Время появле­ния проблем развития

    Личностные нарушения

    Нарушение поведения

    Активная форма

    Пассивная форма

    Младенчество

    Чувство незащищенности

    Защитная агрессивность

    Страх

    Ранний возраст

    Чувство несвободы, зависимости

    Деструктивная агрессивность

    Социальные страхи

    Дошкольный возраст

    Чувство одиночества

    Демонстративная агрессивность

    Страх самовыражения

    Подростковый возраст

    Чувство неполноценности

    Компенсаторная агрессивность

    Страх взросления

    Таким образом, конфликтные отношения между родителями являются для ребенка важнейшим стресс генным фактором, а родители, вовлеченные в конфликт, являются худшими моделями идентификации для детей.

    Чтобы снизить   негативные последствия  развода для эмоционального состояния и развития ребенка, всем участникам процесса  необходимо учитывать  следующие моменты: 

    Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и академической не успешностью. Депрессия и тревога у родителя в начале бракоразводного процесса сопряжена с эмоциональными расстройствами у детей спустя 2 года после развода.

    В свою очередь проживание с компетентным, адекватным родителем, конструктивные взаимоотношения между родителями после развода являются важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации. Любовь, эмоциональная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации в сравнении с менее внимательными, менее поддерживающими, менее последовательными в дисциплинарных требованиях родителями.

    Положительная связь между частотой контактов с отдельно проживающим родителем и лучшей адаптацией ребенка выше, если опекающий родитель позитивно оценивает эти отношения и поддерживает  их. Враждебность между родителями и стремление уменьшить частоту контактов с ребенком отдельно проживающего родителя ассоциируются с худшей адаптацией у детей в сравнении с теми детьми, чьи родители не препятствуют общению.

    В ситуации развода некоторый уровень конфликта между родителями является нормой, и в дальнейшем выраженность конфликта уменьшается в течение 2-3 лет после развода по мере эмоционального освобождения родителей и принятия новой ситуации.

    Наиболее оптимальной для развития ребенка является ситуация после развода, когда родители оказываются в состоянии сотрудничать в выполнении родительских обязанностей, что выражается в совместном планировании, гибкости, частых коммуникациях, касающихся детей, координации планов и действий.

    Не травматичной для ребенка является и такая ситуация, при которой разведенные родители выполняют свои функции параллельно друг другу, не стремясь к сотрудничеству, но и не препятствуя друг другу в общении с детьми и их воспитании. Хотя наиболее предпочтительно для детей кооперативное родительство, они также преуспевают и при параллельном, если каждый из родителей осуществляет адекватное воспитание.

    Конфликтные отношения между родителями, сохраняющиеся после развода, особенно сопряженные с физическими проявлениями агрессии, часто приводят к появлению у детей соматических и психосоматических симптомов, социальных и поведенческих проблем. У каждого шестого ребенка, пережившего высоко конфликтный развод родителей  психические нарушения достигают клинического уровня.

    Вербальная агрессия отцов приводит к большим поведенческим проблемам и сниженной самооценке у детей младшего возраста. Вербальная агрессия матерей – к большей отгороженности ребенка. Открытая враждебность во взаимоотношениях между родителями  у мальчиков вызывает  оппозиционные реакции, а у девочек – реакции ухода. Теплые близкие взаимоотношения ребенка хотя бы с одним родителем могут существенно уменьшить последствия конфликта для него.

    Вовлечение ребенка в конфликтные отношения родителей  (поиск  в лице детей психологической поддержки или союзников)  ставят  его в позицию, при которой он не может открыто выражать свою привязанность к другому родителю и чувствует себя находящимся между двумя военными лагерями. Выраженный интрапсихический конфликт (конфликт лояльности), связанный с необходимостью скрывать информацию о другом родителе или свои чувства к нему, является важнейшим фактором, негативно влияющим на адаптацию ребенка к разводу.

    Деструктивный конфликт может привести к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти­ческих реакций, тормо­зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест­рукции существующих межличностных отношений, агрессивно­сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес­кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув­ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ­ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт.

    Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги (тревожность ребенка), является показателем на­личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на­рушения его  психологического здоровья.       Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу­боком изучении личности ребенка.

    В присутствии ребенка бывшим супругам и их близким следует следить за своим поведением, относиться друг к другу уважительно, не критиковать и не унижать другого родителя и его родственников. В том случае, когда отношения между бывшими супругами являются эмоционально напряженными, им следует избегать ситуаций, провоцирующих конфликты между ними.

    Учитывая все описанные риски, важно оградить ребенка от участия в судебных разбирательствах по вопросам места проживания и порядка общения с отдельно проживающим родителем.

    Если родители не могут самостоятельно справиться с негативными чувствами по отношению друг к другу и договориться по вопросам воспитания ребенка, то им необходимо обращаться за профессиональной психологической помощью, поскольку это важно для  нормального развития и психологического благополучия ребенка.

    Материал подготовлен Мехоношиной Н.Г.,
     заведующей отделом психологической диагностики
    и консультирования ГАУДО ПК ЦППМСС,

    педагогом-психологом высшей категории

    Вернуться к списку