• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Реабилитационная функция семьи

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Реабилитационная функция семьи

    Ребенок – отец человека, начало взрослого человека, и материнская любовь дает нечто незаменимое растущему младенцу. Человеческий детеныш так устроен, не зависимо от возраста, ему нужен значимый взрослый, который бы не только обеспечивал удовлетворение биологических потребностей: в еде, комфорте, достаточной сенсорной стимуляции, но и, как показали многочисленные исследования и наблюдения, развитие ребенка требует установления близких эмоциональных отношений. Ребенку необходима стабильность, тепло, забота, любовь. Последствиями депривации этих потребностей являются расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность и отставание в интеллектуальном и моторном развитии, не дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими. Не развитость высших эмоций – чувства жалости, сочувствия, а также низкая работоспособность, расстройства внимания и памяти. Используя как образец свои отношения с матерью и другими членами кровной семьи, ребенок интерпретирует поведение других людей, и выстраивает соответствующие ожидания от общения с ними. Например, ребенок, подвергавшийся жестокому обращению может игнорировать попытки взрослых наладить взаимодействие, пытаясь таким образом избежать отвержения, враждебности и разочарования (избегающая модель). Перефразируя известную поговорку, об этом можно сказать так «Любит – значит будет бить». При этом ребенок может долгое время не воспринимать позитивное отношение к себе как искреннее.

    Обобщение опыта работы российских и зарубежных специалистов, работающих по сопровождению замещающих семей, показывает,  что семья может выступать в роли различных факторов:

    Помимо традиционных функций семьи: хозяйственно- экономической, репродуктивной, образовательно – воспитательной, которые в современной жизни стали значительно ослабляться, возникла новая – психотерапевтическая функция. Семейное существование сейчас в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений, в которых присутствуют уважение, преданность, симпатия, любовь. В замещающей семье эта функция играет важнейшую роль, являясь реабилитационной. Именно изменение эмоционального опыта за счет появления в жизни ребенка принципиально иных отношений – доброжелательных, позитивных, принимающих – дает возможность коррекции исходной модели отношения с окружающими людьми, и, как следствие,  негативной самооценки, отставания в физическом и умственном развитии.

    Подобные отношения не могут складываться у ребенка одновременно со многими людьми, они должны быть сосредоточены преимущественно на одном человеке. В этом основное отличие семейной обстановки от условий интернатного воспитания.      

    Действенность этих отношений проявляется при достаточной их устойчивости и продолжительности. Процесс формирования вторичной привязанности имеет определенную динамику и занимает достаточно длительное время (процесс адаптации в патронатной семье проходит на протяжении 4-х лет, когда чередуются периоды взаимной близости и кризисы).

    На первом этапе усилия семьи должны быть направлены на формирование у ребенка чувства безопасности во взаимодействии. Это чувство включает в себя как проявление позитивного от ношения к ребенку, внимание к его переживаниям и потребностям, так и снижение тревоги за счет увеличения ориентированности ребенка в том, как будет происходить процесс его взаимодействия с семьей. На практике это означает, что ребенку необходимо знакомство с семейными правилами, особенно это относится к наказаниям. Иногда дети скрывают свои поступки, лгут только из боязни наказания, потому что в их картине мира наказания – это чаще всего физическое насилие. Если члены семьи как наказание используют угрозу  «Не будешь слушаться - вернешься в детский дом!» это вряд ли способствует формированию безопасности и устойчивости во взаимоотношениях. Под психологической безопасностью понимается состояние среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

    На втором этапе, после установления доверительных отношений ребенок может начать проверять эти отношения, проявляя гнев, агрессию и т.п. негативные реакции и ожидая возникновения отрицательного отношения к себе. За этим может стоять желание избавиться от тревоги по поводу возникшей зависимости от членов замещающей семьи. Ребенок боится испытывать привязанность, ожидая, что это так же плохо кончиться, как и прежде. Это состояние может усугубляться, если ребенок чувствует себя предателем своих кровных родственников, особенно матери, когда начинает чувствовать привязанность к членам замещающей семьи.  Такое поведение может быть и воспроизведением семейного сценария близких отношений (см. выше). Поведение ребенка на этом этапе может принимать самые деструктивные формы, и важно, чтобы были установлены определенные границы этих проявлений. При этом важно, чтобы ребенок понял: что бы он ни делал, его не отвергнут, хотя это не значит, что ему позволят вести себя таким образом. Обязательно понимание и ребенком и воспитателем, что негативное отношение высказывается не в адрес ребенка, а только его поведения. Обсуждение этих эксцессов или их ролевое проигрывание, на фоне устойчивых отношений со взрослым позволяет сформировать более позитивные ожидания и достичь изменений в общении ребенка с окружающими и отношении его к себе.

    Этап отделения от семьи, который неизбежно проходит любой ребенок и кровный и приемный, у детей, воспитывающихся в замещающей семье, вызывает большие сложности. Прекращение отношений они могут воспринять как подтверждение того, что их рано или поздно должны были бросить, и вот теперь бросают. Усилия семьи должны быть направлены на то, чтобы подготовить ребенка к этому событию. Важно, чтобы ребенок понял, что его пребывание в семье обусловлено тем, что он вырос, достиг определенных успехов, а не тем, что он неправильно себя ведет или не достаточно хороший или тем, что его совсем не любят.

    Как показывает практика, никакая психологическая, педагогическая, социальная, а зачастую и медицинская помощь не принимается ребенком и не приводит к стабильным позитивным результатам, если она не основана на устойчивых, безопасных, принимающих отношениях со значимым взрослым. В то же время именно эти отношения являются основным «лекарством», позволяющим реабилитировать депривационные нарушения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок научается устанавливать близкие и доверительные отношения с окружающими только в том случае, если взрослые последовательно и целенаправленно стараются установить такие отношения с ребенком, несмотря на все возникающие в ходе этого трудности.

    Мехоношина Наталья Геннадьевна, психолог высшей категории

    Вернуться к списку