• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Разрешение конфликтных ситуаций с учителем

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Разрешение конфликтных ситуаций с учителем

    Достаточно часто родители спрашивают,  как себя вести, как лучше поступить, если у ребенка в школе складываются конфликтные отношения с учителем. К сожалению, не совсем правильная реакция и поведение родителей в такой ситуации может усугубить положение. На учебных занятиях по  образовательной программе «Семейная мастерская» педагог-психолог Ольга Николаевна Елькина совместно с замещающими родителями поразмышляли о том, как можно  помочь родителям правильно отреагировать на проблемную  ситуацию и найти достойный выход, сохранив хорошие доброжелательные отношения и с ребенком, и с учителем.

    Если вы узнали о конфликте с учителем:

    Дети, даже в подростковом возрасте, когда мы от них ждем, что они сами могут решить свои проблемы, еще не обладают дипломатическими способностями. Вряд ли  в конфликтной ситуации они смогут сохранить хладнокровие, найти правильное решение проблемы.  Если вы знаете, что у ребенка не складываются отношения с учителем, вмешаться необходимо.
    Задача взрослых – помочь ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем. Кроме того, активное поведение родителей уравнивает силы конфликтующих сторон.

     

    Этапы решения ситуации:

    1. Оцениваем ситуацию. (Наблюдаем. Изучаем. Делаем предварительные выводы)

    Есть признаки,  по которым можно определить, что у ребенка напряженные отношения с конкретным учителем:

    - ребенок пренебрежительно или агрессивно отзывается об учителе;

    - отказывается делать домашнее задание по конкретному предмету, рисует на учителя карикатуры, портит учебник;

    - сильно раздражается, злится, когда вы спрашивает ребенка об уроках, которые ведет этот учитель.

    Это на ранних стадиях конфликта. Если упустить момент, то:

    -ребенок начнет пропускать уроки;

    -если посещает уроки, то делает все назло учителю;

    -ребенка часто выгоняют с урока, чтобы не мешал, его успеваемость стремительно катится вниз.

    2.  Проясняем ситуацию. (А давайте, поговорим)

    Всегда есть две стороны и,  следовательно,  две версии противоборства сторон. Необходимо быть готовым к тому, что эти версии могут сильно отличаться друг от друга.  

    Очень важно во время разговора  позволить ребенку выразить свои негативные эмоции.

    Решать проблему можно только тогда, когда ребенок готов слушать и думать:

    – если ребенок заплакал, рассказывая об отношениях с учителем, повысил голос, использовал  грубые слова и обидные прозвища, которые услышал от учителя - ни в коем случае не останавливайте ребенка, позвольте ему все высказать;

    – как только ребенок выплеснет свои переживания, успокоится, переходите к конкретизации  конфликта. Например,  предложите ребенку  вспомнить, когда учитель впервые выразил свое отношение к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.  Анатомируйте конфликтные ситуации, уточняйте детали.

    – Проявляйте сочувствие к ребенку, но не позволяйте себе агрессии в адрес учителя. Наша задача – убедить ребенка в том, что ни у него, ни у учителя нет осознанного желания причинить зло другому. Просто вам трудно понять друг друга.

    – обязательно разработайте совместный план действий. (Решите, что может сделать сам ребенок,  а что можете  сделать вы). Хорошо, если ребенок сам что-нибудь сможет предложить. Например: воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д.

    Вы, со своей стороны убедите  ребенка в необходимость вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали. (Обязательно сдержите слово!!!)

    3. Разговор с учителем (Умные люди всегда смогут договориться…)

    Учитывайте особенности действий ребенка, атмосферу учебного заведения (отношения в классе, стиль преподавания учителя).

    Разговаривайте с учителем уважительно, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, уточняйте и переспрашивайте, но не преувеличивайте вину своего ребенка. На самом деле, у  учителя, как правило, нет такой цели, чтобы  испортить жизнь вашему ребенку.

    Защищая права ребенка,  мы стремимся к тому, чтобы он хорошо чувствовал себя в школе. Если посмотреть  на конфликт с высоты своего жизненного опыта, станет понятно, что тройка  по письму, не оказала особого влияния ни на нашу работу, ни на количество друзей.

    Помните, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог – как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?

     

    Профилактика («Прививка от конфликтов»)

    Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь ребенка от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии родителей в жизни класса.

    Важно регулярно приходить на родительские собрания, интересоваться  жизнью школьного коллектива. Было бы хорошо, если бы у ребенка было интересное хобби. Тогда, с одной стороны, это позволит ребенку участвовать в  различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, поможет менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.

     

    Материал подготовлен педагогом-психологом Елькиной О.Н.

    Вернуться к списку