Методические разработки педагогов Центра для родителей
Практические советы для родителей дошкольников
У многих родителей временами бывает чувство, что наказать маленького ребенка – это единственный эффективный способ заставить его вести себя сообразно требованиям принятых норм и окружающей обстановки. Иногда даже самые любящие родители срываются. Слишком часто мы реагируем на поведение ребенка, не имея представления о том, что за ним стоит.
Когда мы обратим внимание не только на поведение ребенка, но и разберемся в причинах, мотивирующих его действия, то сможем лучше организовать жизнь ребенка, понять его потребности, а значит, лучше и качественнее исполнять свои родительские обязанности.
Подумайте о том, что наказание больно ранит самоуважение и чувство собственного достоинства вашего ребенка; мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между вами. Помните о том, что дети учатся общаться, имитируя манеру общения и поведения родителей.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущий вид деятельности – игра. Поэтому мы предлагаем вам 20 альтернативных вариантов наказанию, для того, чтобы научить ребенка освоить принятые нормы поведения.
* ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА:
Пока вы ожидаете своей очереди, поиграйте с ребенком или придумайте для него занятие (Например, сосчитать всех, кто одет в красную одежду; найти зеленые предметы и др).
* ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ РЕБЕНКУ, ПОЧЕМУ ТАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ И ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНЫ:
Если ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге, и покажите, что это гораздо удобнее.
* ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ЧУВСТВА ВАШЕГО РЕБЕНКА:
Признавайте, принимайте и прислушивайтесь к его чувствам.
(Например, если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Можно предоставить ему возможность покричать или заняться физической активностью, чтобы снять накопившуюся агрессию).
* ИЗМЕНИТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ:
Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка.
(Например: если ваш маленький ребенок настойчиво вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть, для этогоесть специальные приспособления).
* НАЙДИТЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ:
Направьте поведение вашего ребенка в другое русло; переключите его внимание.
(Например: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в столовой, не говорите просто «нет» или «нельзя». Покажите ему, где он может ее построить).
* ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОН СЕБЯ ВЕЛ:
(Например: если ваш ребенок дергает кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова, сделайте это вместе с ним.)
* ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАВАТЬ ВЫБОР, А НЕ УКАЗАНИЯ:
Принятие решения укрепляет самостоятельность и волю детей; указания вызывают противодействие.
(Например: "Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?" )
* ИДИТЕ НА МАЛЕНЬКИЕ УСТУПКИ:
(Например: "Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал.)
* ДАЙТЕ ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ. НАСТРАИВАЙТЕ РЕБЕНКА НА СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ.
(Например, если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.)
* ПОЗВОЛЬТЕ СЛУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ (в ситуациях, когда это возможно):
Не слишком оберегайте и исправляйте, предоставте ему возможность получить свой личный опыт.
(Например, ребенок, который не повесил свой купальный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.)
* СООБЩАЙТЕ ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА:
Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас, что вы чувствуете.
(Например: "Я очень устаю от собирания крошек в гостиной комнате".)
* ПРИМЕНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЕ, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО:
(Например, если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки вблизи проезжей части, возьмите его за руку, объяснив опасность).
* ДЕРЖИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА:
Ребенок, который ведет себя агрессивно, может извлечь пользу, если вы обнимите его, оказав ему поддержку. Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения.
* УДАЛИТЕ РЕБЕНКА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ОСТАНЬТЕСЬ С НИМ:
Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чувства, поддержать и разрешить конфликт.
* ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ, ИГРАЙТЕ:
Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру.
(Например, давай, мы будем гномами и спрячем наш клад-игрушки в подземную кладовую", "Давай почистим друг другу зубы").
* РАЗРЯЖАЙТЕ КОНФЛИКТ СО СМЕХОМ:
(Например, если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.)
* ЗАКЛЮЧАЙТЕ СДЕЛКУ, ВЕДИТЕ ПЕРЕГОВОРЫ:
(Например, если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играть, договоритесь, сколько еще раз он может спуститься с горки перед уходом.)
* ПРИНИМАЙТЕ ОБОЮДНОЕ РЕШЕНИЕ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА:
Обсудите с ребенком нынешнюю конфликтную ситуацию, заявите о ваших собственных потребностях и попросите его помощи в поиске решения. Вместе установите правила. Ведите семейные встречи.
* ПЕРЕСМОТРИТЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ:
Маленькие дети обладают сильными чувствами, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть. Это особенность возраста, а не черта характера.
* ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕРЫВ:
Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и душевное спокойствие. И только успокоившись, принимайте решение.
(Например, позвоните другу или поплачьте; помедитируйте или примите душ; выпейте чай со сладостями или послушайте любимую музыку).
Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра
Колышкиной Татьяной Валерьевной
←
Вернуться к списку