• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Практические советы для родителей дошкольников

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Практические советы для родителей дошкольников

    У многих родителей временами бывает чувство, что наказать маленького ребенка – это единственный эффективный способ заставить его вести себя сообразно требованиям принятых норм и окружающей обстановки.  Иногда даже самые любящие родители срываются. Слишком часто мы реагируем на поведение ребенка, не имея представления о том, что за ним стоит. 
     
    Когда мы обратим внимание не только на поведение ребенка, но и  разберемся в причинах, мотивирующих его действия, то сможем лучше организовать жизнь ребенка, понять его потребности, а значит,  лучше и качественнее исполнять  свои родительские обязанности.
     
    Подумайте о том, что наказание больно ранит самоуважение и чувство собственного достоинства вашего ребенка; мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между вами. Помните о том, что дети учатся общаться, имитируя манеру общения и поведения родителей. 
           
    В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущий вид деятельности – игра. Поэтому мы предлагаем вам 20 альтернативных вариантов наказанию, для того, чтобы научить ребенка освоить принятые нормы поведения.
     

    * ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА: 

    Пока вы ожидаете своей очереди, поиграйте с ребенком или придумайте для него занятие (Например, сосчитать всех, кто одет в красную одежду; найти зеленые предметы и др).

     
     
    * ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ РЕБЕНКУ, ПОЧЕМУ ТАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ И ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНЫ:
     
    Если ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге, и покажите, что это гораздо удобнее. 
     
     
    * ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ЧУВСТВА ВАШЕГО РЕБЕНКА: 
     
    Признавайте, принимайте и прислушивайтесь к его чувствам. 
    (Например, если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Можно предоставить ему  возможность покричать или заняться физической активностью, чтобы снять накопившуюся агрессию). 
     
     
    * ИЗМЕНИТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ:
     
    Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка. 
    (Например: если ваш  маленький ребенок настойчиво  вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть, для этогоесть специальные приспособления). 
     
     
    * НАЙДИТЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ: 
     
    Направьте поведение вашего ребенка в другое русло; переключите его внимание. 
    (Например: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в столовой, не говорите просто  «нет» или «нельзя». Покажите ему, где он может ее построить). 
     
     
    * ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОН СЕБЯ ВЕЛ:
     
    (Например: если ваш ребенок дергает  кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова, сделайте это вместе с ним.)
     
     
    * ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАВАТЬ ВЫБОР, А НЕ УКАЗАНИЯ: 
     
    Принятие решения укрепляет самостоятельность и волю детей; указания вызывают противодействие. 
    (Например: "Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?" )
     
     
    * ИДИТЕ НА МАЛЕНЬКИЕ УСТУПКИ: 
     
    (Например: "Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал.) 
     
    * ДАЙТЕ ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ. НАСТРАИВАЙТЕ РЕБЕНКА НА СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ.
     
    (Например, если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.) 
     
     
    * ПОЗВОЛЬТЕ СЛУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ (в ситуациях, когда это возможно): 
     
    Не слишком оберегайте и исправляйте, предоставте ему возможность получить свой личный опыт. 
    (Например, ребенок, который не повесил свой купальный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.)
     
     
    * СООБЩАЙТЕ ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА:
     
    Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас, что вы чувствуете. 
    (Например: "Я очень устаю от собирания крошек в гостиной комнате".) 
     
     
    * ПРИМЕНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЕ, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО: 
     
    (Например, если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки вблизи проезжей части, возьмите  его за руку, объяснив опасность). 
     
     
    * ДЕРЖИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА:
     
    Ребенок, который ведет себя агрессивно, может извлечь пользу, если вы обнимите его, оказав ему поддержку. Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения. 
     
     
    * УДАЛИТЕ РЕБЕНКА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ОСТАНЬТЕСЬ С НИМ: 
     
    Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чувства, поддержать и разрешить конфликт. 
     
     
    * ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ, ИГРАЙТЕ:
     
    Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру. 
    (Например, давай, мы  будем гномами и спрячем наш клад-игрушки в подземную кладовую", "Давай почистим друг другу зубы"). 
     
     
    * РАЗРЯЖАЙТЕ КОНФЛИКТ СО СМЕХОМ:
     
    (Например, если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.)
     
     
    * ЗАКЛЮЧАЙТЕ СДЕЛКУ, ВЕДИТЕ ПЕРЕГОВОРЫ:
     
    (Например, если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играть, договоритесь, сколько  еще раз он может спуститься с горки перед уходом.) 
     
     
    * ПРИНИМАЙТЕ ОБОЮДНОЕ РЕШЕНИЕ  ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА:
     
    Обсудите с ребенком нынешнюю конфликтную ситуацию, заявите о ваших собственных потребностях и попросите его помощи в поиске решения. Вместе установите правила. Ведите семейные встречи. 
     
     
    * ПЕРЕСМОТРИТЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ:
     
    Маленькие дети обладают сильными чувствами, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть. Это особенность возраста, а не черта характера.
     
     
    * ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕРЫВ:
     
    Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и душевное спокойствие. И только успокоившись, принимайте решение.
    (Например, позвоните другу или поплачьте;  помедитируйте или  примите душ; выпейте чай со сладостями или послушайте любимую музыку).
     
    Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра
    Колышкиной Татьяной Валерьевной
     

     

                                                                                

    Вернуться к списку