• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Повышение самооценки подростков как фактор профилактики отклоняющегося поведения

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Повышение самооценки подростков как фактор профилактики отклоняющегося поведения

    Повышение самооценки подростков как фактор профилактики отклоняющегося поведения

    Проблема профилактики отклоняющегося («трудного») поведения   подростков остается достаточно острой. Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение подростка, многообразны и их сочетание сугубо индивидуализировано.

    Чаще всего это педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений, навыков; социальная запущенность, т.е. испорченность неправильным воспитанием, сформировавшиеся негативные стереотипы поведения; отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы или  другие причины физиологического и психоневрологического свойства. Но среди всех этих факторов одним из самых важных, пожалуй, является – заниженная самооценка подростка.

    Как показывают социально-психологические исследования  несовершеннолетних правонарушителей, 82% из них имеют низкий уровень самооценки. Главными признаками заниженной самооценки являются потребность в постоянном внимании к себе, стремление к почитанию и  беспрекословному подчинению. В чем причины заниженной самооценки личности? Естественное состояние человека нравиться окружающим, быть значимым. Для ребенка очень важно получать от близких и значимых для него взрослых любовь, заботу, ласку и понимание. Достаточно серьезно ребенок относится к оценке своих поступков и действий со стороны учителя.

    Если дети не получают достаточного внимания от родителей, воспитателей и учителей, то возникает необходимость психологической компенсации, нивелирующей чувство ущербности, собственной незначительности. Когда у взрослых не находится повода, чтобы заметить ребенка, похвалить его,  то у последнего возникает желание совершить негативные поступки, которыми он демонстрирует  свой протест против  несправедливости в семье и в школе.

    Таким образом, одиночество, обида, равнодушие окружающих  толкают детей на антиобщественные поступки.

    В данный  возрастной период особую значимость для подростков  имеет общение со сверстниками, поэтому  возрастает влияние различных неформальных групп. Мальчики и девочки  боятся  оказаться вне группы, стать отверженными, им важно быть «как все». Если ты «свой», то  получаешь признание, значимость собственной личности повышается, важно только отвечать ожиданиям группы. Нередко «идеалы» группы носят асоциальный характер. В результате в таких  компаниях культивируются такие качества как жесткость, и даже жестокость, цинизм, пренебрежение социальными правилами и нормами. Как правило, входящие в них подростки не имеют социально-позитивных и личностно-значимых жизненных целей и планов, не заняты полезными видами деятельности.

    Итак, при взаимодействии с подростками, важно не давать подкрепления отрицательным поступкам, но при этом акцентировать внимание на малейших позитивных изменениях. При подобных согласованных и долгосрочных действиях учителей, родителей, с учетом других подкрепляющих условий возможно повышение личностной самооценки и, как следствие,   коррекция поведения.

    Одновременно с изменением отношения  близких взрослых к подростку важно еще вовлечение его в посильный, развивающий труд, обучение различным видам труда, ремеслу. Получение практического позитивного опыта собственной деятельности, осознание значимости в своих глазах и глазах окружающих его взрослых людей, позволяет ребенку выстраивать конструктивную модель будущего мира (в профессии, в семейных отношениях, в общении со сверстниками). Предоставленная возможность быть нужным кому-то, оказывать помощь более слабому вовлекает подростка в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех. Это развивает такие качества, как ответственность, заботливость, самостоятельность, трудолюбие,  дисциплинированность, что  неминуемо ведет к повышению собственной самооценки.

    Развивая у подростка чувство собственного достоинства, мы способствуем повышению его самооценки и воспитываем в нем способность нести ответственность за  свои действия и решения. 

     Материал подготовила Т.В. Колышкина

    специалист по социальной работе Центра

     

    Вернуться к списку