• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Подростки и психоактивные вещества

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Подростки и психоактивные вещества

           Среди большого числа вопросов, интересующих родителей замещающих семей одно из первых мест занимает вопрос о пристрастии к табаку, алкоголю или наркотикам. «У наших детей такая наследственность!». И особенно усиливаются эти тревоги к моменту, когда воспитанники достигают подросткового возраста. Не нужно бояться – нужно знать, что сделать для ребенка, чтобы во взрослую жизнь он ушел «как птица в пространство», а не как «камень на дно».
           Совершим погружение в мир подростка. Это наш реальный шаг к пониманию его личности, к установлению контакта с ним, к пониманию того, что может ему помочь и как можно выстроить эту помощь. Подростковый возраст – период, когда растущий человек делает свои первые шаги из детства, где его шаги контролировали родители, во взрослую жизнь, требующую принятия собственных решений. Это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Но ведь любой возраст является переходным. Специфика отрочества - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новую жизнь.  Зачастую, подростки копируют только внешние проявления взрослости: я курю, выпиваю – значит,  я взрослый. Подросток сталкивается с неведомыми ему противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми он беззащитен. У детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей складывается устойчиво заниженная самооценка, т.е. они считают себя не красивыми, глупыми, одним словом - плохими.  В следствие депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, они скорее защищаются, чем ищут выход. Дети – сироты больше «домашних» детей нуждаются в дружеской поддержке, теплых, эмоционально насыщенных отношениях с окружающими, уважении и поддержке со стороны взрослых. Они любыми путями стремятся к первенству и популярности, но многие не умеют (не знают) как привлекать к себе внимание иными способами, кроме грубости и нарушения запретов.
           Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу  за собственную независимость подросток не только удовлетворяет потребности в самопознании, самоуважении, не только приобретает (или не приобретает) чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и осваивает способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. 
            По исследованиям многих ученых, существует три причины, побуждающие подростка пробовать курить, употреблять алкоголь и наркотики: любопытство, неумение отказаться под давлением сверстников и стрессовая ситуация. Как спасти ребенка от губительного любопытства? Как научить не «прогибаться» под чужим давлением? Что сделать, чтобы выход из стрессовой или конфликтной ситуации не был саморазрушающим?
            Любое поведение, каким бы бессмысленным оно не казалось на первый взгляд, всегда дает человеку что-то для него важное. На первых порах курение, прием алкоголя или наркотиков позволяет подростку добиться повышения уверенности в себе, решительности, смелости. Также на первой стадии ребенок может чувствовать себя решившим свои жизненные трудности, стать «героем», нарушившим запреты взрослых и от этого еще более привлекательным в глазах сверстников. Но такие способы разрешения собственных проблем деструктивны (разрушительны). Поэтому, если мы сможем научить своих детей любить и уважать себя, ценить себя, решать собственные проблемы, а не убегать от них, - тем самым мы сможем уберечь их от пагубного влияния многих негативных явлений в жизни. И члены замещающей семьи имеют постоянную возможность формировать у ребенка все эти качества. Психологи утверждают, что «алкоголизм (наркомания) – болезнь семейная». Неблагоприятное влияние «пьющей» семьи не в том, что дети получают от своих родителей «ген алкоголизма» (его не существует), но они видят, что именно с помощью  спиртного их родители получают удовольствие, расслабляются, решают трудности и общаются с друзьями. То есть передаются способы взаимодействия с окружающим миром. Но пагубное влияние могут оказать и деструктивные детско – родительские отношения в благополучных, на первый взгляд, семьях. Подобные причины того, что подростки начинают курить, употреблять алкоголь (наркотики) могут показаться вам очень незначительными. Многолетний опыт психологов всего мира позволяет утверждать, что именно эти «мелочи» могут подтолкнуть подростка к такому поведению.
             На схеме внизу отметьте тот стиль воспитания, которого придерживаетесь вы. Что чаще присутствует в вашем общении с детьми запреты или разрешения, тепло или сдержанность.


                                разрешаю          
                      1            !           4
                                    !                            
                                    !                            
                                    !                            
                                    !
                                    !
    тепло  ______________!________________холодно
                                    !                      
                                    !                     
                                    !                 
                                    ! 
                                    !
                                    !
                   2                !          3
                              запрещаю
     
        1 и 2. Все вы помните из детства стихотворение про мальчика, которого растили «как мимозу в зоологическом саду». Такой сверхзаботливый стиль воспитания, когда родители относятся к взрослеющему уже ребенку как к маленькому, контролируют каждый его шаг, утрясают его проблемы (конечно из лучших побуждений, чтобы с ним ничего дурного не случилось, ведь вокруг столько всего…а он у нас такой… и т.д. и т.п.) приводит к тому, что у ребенка не развиваются самостоятельность и ответственность.
        3. Второй, выделенный психологами «провоцирующий» стиль воспитания, - авторитарный.  Это семьи, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания. Здесь разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «делай, как тебе говорят». Ребенка часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа «лентяй», «идиот», «тупой», «безмозглый». Дети, воспитанные в таких семьях, изначально не высокого о себе мнения, они сами себя перестают любить и ценить.
        4. Еще один «травмирующий» стиль воспитания - все допускающий, безразличный. В семьях с таким воспитанием родители заняты решением своих проблем, их не интересует, чем занят ребенок, какие у него потребности, интересы, проблемы. У детей  жизнь строится по принципу главенства желания, ребенок не научается сам себя контролировать.
          Таким образом, у детей, воспитывающихся в семье с преобладанием одного из этих стилей воспитания, не формируются как раз те качества, которые, по мнению исследователей, могут уберечь их от пагубного пристрастия. А как же нужно?  - Чем ближе к «золотой середине» будет ваше общение с ребенком, тем более гармоничной личностью может стать ребенок, воспитывающийся в вашей семье. Ведь одинаково важны для ребенка и тепло и строгость и разрешения и запреты. А дети, которые попали в детский дом, если и воспитывались до этого в семье, то в подавляющем большинстве случаев либо были безнадзорными, и/или подвергались жестокому обращению. Таким образом, вся прежняя их жизнь способствовала тому, чтобы у них сформировались черты так называемого «зависимого» поведения.
           Именно поэтому дети-сироты нуждаются в новом опыте принципиально иных отношений со взрослым. Кровная семья и/или система общественного воспитания могли быть причиной формирования деструктивного поведения ребенка. В свою очередь члены замещающей семьи имеют возможность строить с подростком теплые, доверительные отношения. Самым важным для любого ребенка является родительская любовь. Из родительской любви «вырастает» любовь к себе, из любви – уверенность, из уверенности – ответственность за свои поступки. Детям – сиротам всего этого не хватало с раннего детства, и потому так важно суметь дать сейчас. Когда ребенок чувствует, что его принимают не как маленького, а как полноправного члена семьи, тогда появляется чувство защищенности. Любящий и уважающий себя человек никогда не причинит себе вред наркотиками или алкоголем, ему незачем доказывать окружающим людям, что он «крутой». Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе. Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми. Если дети окружены стыдом, они учатся чувствовать вину. Если дети окружены терпимостью, они учатся терпению. Если дети окружены поощрением, они учатся уверенности. Если дети окружены похвалой, они учатся ценить. Если дети окружены надежностью, они учатся верить. Если дети окружены пониманием, они учатся находить в мире любовь.
           Очень показательна история одной семьи, куда пришла девочка-подросток,  которая употребляла алкоголь с 5-ти лет. К 14-ти это уже стало образом жизни. После несколько месяцев жизни  в замещающей семье употребление спиртного практически прекратилось. Переломным стал момент, когда девочка пришла домой в состоянии очень сильного опьянения, она практически не стояла на ногах, потом ее стало рвать. Это для девочки бел не первый раз и, вообще, дело привычное, но для воспитателя  настоящий шок. «Я переживала за нее, видела как ей плохо, пол ночи не спала.» А когда утром девочка проснулась, воспитатель попросила одного из домочадцев сходить за минеральной водой в магазин. Такое поведение стало неожиданностью для подростка, вместо нагоняя она получила заботу. А наградой воспитателю стало искреннее раскаяние подростка и обещание постараться так больше не делать, которое она и старается выполнять. Хотя это только начало долгого и трудного пути, но первый, очень важный шаг уже сделан.
           •    Невозможно оградить ребенка от опасности употребления алкоголя и наркотиков, просто запретив ему делать это. Велика вероятность, что подросток будет пробовать в тайне от взрослых, и они полностью потеряют свое влияние на него в данном вопросе. Лучший путь – заботливое наблюдение за подростком, руководство им в процессе узнавания границ своей свободы, предложение помощи, когда это необходимо. Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам надо научиться думать как он.
          •    Подростку важно знать, что он может вам доверять. Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить  о себе.
          •    Вы обретете его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту. Для этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный  первый контакт с психоактивными веществами, например, с табаком, алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет.  Вспомните свои убеждения, поведение своих родителей. Не повторяйте их ошибки.
          •    Не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы, если вы не знаете о некоторых вещах, не стесняйтесь спросить, ребенок может  быть готов ответить.
          •    Умейте выслушать. Лучшее, что вы способны вынести из разговора, - понять, чем живет ребенок, каковы его мысли и чувства.
          •    Если у вас установятся доверительные отношения, то подросток скорее прислушается к Вам. Ведь и мы сами в трудную минуту больше поверим советам друга, чем советам человека, с которым у нас не очень хорошие отношения.
          •    Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, сколько больше делиться своими чувствами, заставляющими вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает принятие и понимание им вашей позиции. И поможет вам, так как чувства высказанные, уже не так мучают, как те, которые мы стараемся не выпускать наружу.
         •    Когда вы говорите с ребенком о психоактивных веществах, не игнорируйте сторону удовольствия. Ведь никто, пробуя в первый раз алкоголь, не мечтает о том, чтобы пристраститься к нему и потерять все в этой жизни: здоровье, работу, семью. Всегда ищут что-то, что сделает жизнь лучше. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями. И сделать это можно, научив ребенка получать удовольствие от жизни другими способами, найти то, что будет ему интересно.
         •    Помощь может быть эффективной, только если вы сами готовы понять образ мыслей вашего ребенка, признать, что он имеет собственные убеждения и ответственен при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них.
         •    Дети – сироты часто выполняют требования взрослых только из боязни потерять расположение значимого для них человека. Это может быть удобно, но чревато тем, что и в общении со сверстниками он будет «ведомым». Будет бояться отстаивать свое право не курить и не пить, если его друзья станут настаивать. Развивать автономию ребенка, позволять ему иметь собственное мнение – самая лучшая профилактика «ведомости». Правда, при этом обязательно знакомить подростка и со второй составляющей свободы – ответственностью. «Ты можешь не мыть свою обувь перед сном и не ставить ее сушить, только утром придется идти в грязных и сырых ботинках».
         •    При всем стремлении к независимости у каждого подростка возникают моменты, когда он нуждается  в родительской поддержке, ищет ее. Необходимо быть более чувствительными, чтобы распознать такие запросы и откликаться на них.

    Мехоношина Наталья Геннадьевна, психолог высшей категории
     

    Вернуться к списку