• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Критерии адаптации детей-сирот в замещающей семье (на примере старших подростков)

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Критерии адаптации детей-сирот в замещающей семье (на примере старших подростков)

    При устройстве  в замещающие семьи детей-сирот старшего подросткового или юношеского возраста, замещающим родителям важно знать критерии социально-бытовой, психологической, профессионально-трудовой адаптации воспитанника в семье. Процесс адаптации воспитанника индивидуален. Эта индивидуальность, обусловлена психологическими особенностями ребенка, различием субъектного опыта, уровнем физического здоровья и физического развития. Индивидуальность проявляется в темпе адаптации.

    Можно выделить 4 уровня адаптации ребенка в семье.  Содержание каждого уровня включает совокупность требований, предъявляе­мых к воспитаннику. Регулярное, полное и осознанное выполнение их свидетельст­вует о прохождении определённого этапа адаптации. Уровни отличаются друг от друга размером контроля со стороны замещающего родителя и степенью самостоятельности воспитанника. 1 уровень характеризуется максимальным контролем со стороны родителя и минимальной самостоятельностью воспитанника. Далее на 2 и 3 уровнях уменьшается контроль со стороны взрослого и увеличивается самостоятельность воспитанника. На 4 уровне самостоятельность максимальна, и минимален контроль.

    Система уровней - это не только система требований к воспитаннику, это и система привилегий. Это разное количество карманных денег (чем выше уровень, тем сумма больше), возможность посещать дискотеку (далее время посещения увеличивается), возможность совершать самостоятельные поездки (далее увеличивается их длительность и количество), самостоятельно принимать решения по многим во­просам (далее растёт количество этих вопросов).

    Таким образом, воспитанники имеют возможность прохож­дения процесса адаптации в индивидуальном темпе, который определяет время нахождения воспитанника в семье.

    Критерии адаптированности ребенка на первом уровне:

     Воспитанник:

    •     Соглашается с режимом дня, семейными обязанностями, начинает их

    выполнять.

    •     Знает нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм

    поведения.

    •    Принимает участие в приготовлении пищи.

    •  Учится поддерживать порядок в комнате, содержать в порядке личные вещи, соблюдать личную гигиену.

    • Налаживает отношения с замещающими родителями и другими детьми, проживающими в семье.

    •     Допускается наличие вредных привычек.

    •  Учится расходовать личные деньги (расходует деньги совместно с родителями).

    •     Происходит устройство в учебное заведение.

    •     Записывается в кружки, исходя из собственных наклонностей и интересов.

    •     Знает о существовании своих родственников.

    •    Посещает дискотеку (в субботу) до 22 часов. (Ночным временем признается время с 23:00 до 06:00 в период с 1 мая по 30 сентября включительно и с 22:00 до 06:00 в период с 1 октября по 30 апреля включительно).

    Критерии адаптированности ребенка на втором уровне:

      Воспитанник:

      •   Выполняет режим дня (допускаются незначительные нарушение режима не чаще 2 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).

      •  Выполняет семейные обязанности, старается выполнять домашние обязанности добросовестно, принимает помощь и контроль.

    •   В своей комнате (в шкафу, на кровати, на столе и т д.) поддерживает по­рядок, принимает помощь и контроль.

    •    Старается выполнять общепринятые нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.

     •   Учится доброжелательному отношению к окружающим (без брани, грубости, крика, обидных слов).

    •    Проявляет заботу о своем здоровье, прилагает усилия для преодоления вредных привычек, заметен прогресс.

    •  Соблюдает личную гигиену, самостоятельно стирает свои вещи (при не­обходимости - каждый день).

    •     Самостоятельно готовит простые блюда, учится готовить сложные блюда.

    •     Делает покупки для семьи под контролем взрослого.

    •    Расходование личных денег контролируется, принимает помощь в рас­ходовании денег.

    •     Учится в учебном заведении без прогулов, старается учиться лучше.

    •     Делает домашнее задание под ежедневным контролем родителей-воспитателей.

    •   Происходит окончательный выбор профессионального учебного заведе­ния, готовится к поступлению.

    •     Учится организовывать свой досуг.

    •     Участвует в жизни семьи,  школы (посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, соревнованиях).

    •  Знает о существовании своих родственников, предпринимает шаги для установления отношений с ними, если это не противоречит его интересам.

    •     Планирует дальнейшее место жительства.

    •     Посещает дискотеку в субботу до 22-30 часов зимой  и в остальное     время до 23 часов.

    •     Возможны самостоятельные поездки.

    При нарушении требований уровня, возвращение на первый уровень.

    Критерии адаптированности ребенка на третьем уровне:

           Воспитанник:

    •     Выполняет режим дня (допускается незначительные нарушение режима 1 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).

    •     Самостоятельно и добросовестно выполняет домашние обязанности.

    •  Самостоятельно (без нарушений) поддерживает в своей комнате поря­док, старается создать уют.

    •     Самостоятельно соблюдает личную гигиену, стирает.

    •     Заботится о своём здоровье, преодолевает вредные привычки.

    •     Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.

    •     Умеет налаживать отношения с окружающими, отсутствуют конфликты.

    •     Самостоятельно готовит.

    •     Самостоятельно делает покупки для семьи.

    •     Самостоятельно расходует личные деньги.

    •     Поступает в профессиональное среднее или высшее учебное заве­дение.

    •   Самостоятельное выполнение домашних заданий, при выборочном кон­троле, при необходимости получает помощь.

    •     При наличии учебных трудностей, старается улучшить учебные результаты.

    •   Активно участвует в жизни семьи, профес­сионального учебного заведения {посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, вечерах, соревнованиях).

    •  Знает своих родственников, регулярно общается с ними, если это не противоречит его интересам.

    •   Планирует дальнейшее место жительства, интересуется вопросами ре­шения жилищной проблемы, предпринимает некоторые шаги.

    •     Посещает дискотеку в субботу до 24 часов.  

    •    Возможны самостоятельные поездки.

    При нарушении требований уровня, возвращение на второй уровень.

    Критерии адаптированности воспитанника на четвертом уровне:

           Воспитанник:

    •     Имеет положительно ориентированные жизненные цели.

    •  Самостоятельное выполнение, без нарушений режима дня, семейных обязанностей

    •     Создаёт уют в доме(квартире), проявляет творчество и эстетический вкус.

    •     Ведёт здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек.

    •     Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.

    •     Умеет выстраивать конструктивное, бесконфликтное общение.

    •     Самостоятельно готовит.

    •     Самостоятельно   планирует   и   осуществляет   расходование   личных средств.

    •     Имеет разнообразные интересы, умеет организовать свой досуг.

    • Учится в профессиональном среднем или высшем учебном заведении, ответственно относится к получению профессии.

    •   Знает своих родственников, поддерживает отношения с ними, если это не противоречит его интересам.

    •   Знает свое дальнейшее место жительства, имеет его (решены вопросы по обеспечению жильем).

    •     Самостоятельно принимает решения по многим вопросам.

                Как видно из приведённого описания, первый уровень предполагает макси­мальный контроль над детьми, их самостоятельность минимальна. Четвёртый уровень - максимум самостоятельности воспитанников при минимальном контро­ле со стороны родителей-воспитателей.

    По уровням разложены области жизнедеятельности воспитанника по степени контроля со стороны родителей:

    Режим дня:

    1. Соглашается с режимом дня, начинает его выполнять.

    2. Выполняет режим дня (допускаются незначительные нарушение режима 2 раза в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).

    3. Выполняет режим дня (допускается незначительные нарушение режима 1 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).

    4. Выполняет режим дня без нарушений. Может иметь свободный режим.

    Семейные обязанности:

    1. Соглашается с семейными обязанностями, начинает их выполнять.

    2. Выполняет семейные обязанности под контролем взрослого, старается выполнять домашние обязанности добросовестно, принимает помощь. Выполняет семейные обязанности без контроля.   
    3. Самостоятельно и добросовестно выполняет семейные обязанности.

    4. Проявляет добросовестность и творчество.

    Приготовление пищи:

    1. Принимает участие в приготовлении пищи.

    2. Самостоятельно готовит простые блюда, учится готовить сложные блюда.

    3. Самостоятельно готовит. Учится  планировать меню.

    4. Самостоятельно готовит. Планирует меню, покупает продукты. Свободен в выборе меню.

    Поведение:

    1. Знает нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.

    2. Старается соблюдать общепринятые нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.

    3. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.

    4. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения. Социально компе­тентен.

    Здоровье:

    1. Учится соблюдать личную гигиену. Допускается наличие вредных привычек.

    2. Проявляет заботу о своем здоровье, прилагает усилия для преодоления вредных привычек, заметен прогресс.Соблюдает личную гигиену, стирает свои вещи под контролем.

    3. Заботится о своём здоровье, преодолевает вредные привычки. Самостоя­тельно соблюдает личную гигиену, стирает.

    4. Ведёт здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек.

    Порядок:

    1. Учится поддерживать порядок комнате, содержать в порядке личные вещи.

    2. В своей комнате (в шкафу, на кровати, на столе и тд.) поддерживает поря­док, принимает помощь и контроль.

    3. Самостоятельно (без нарушений) поддерживает в своей комнате порядок, старается создать уют.

    4. Создаёт уют в семейном центре, проявляет творчество и эстетический вкус.

    Обучение:

    1 .Происходит устройство в учебное заведение.

    2.Учится в учебном заведении без прогулов, старается учиться лучше. Дела­ет домашнее задание под ежедневным контролем родителей-воспитателей. Происходит окончательный выбор профессионального учебного заведения, готовится к поступлению в него. Юноши готовятся к призыву в армию.

    3.Самостоятельное выполнение домашних заданий, при выборочном кон­троле, при необходимости получает помощь. Старается улучшить учебные резуль­таты. У девушек - поступление в профессиональное среднее или высшее учебное заведение, у юношей – призыв в армию, при наличии  требуемого состояния здоровья.

    4.Самостоятелен в учёбе, ответственно относится к получению профессии. Может при необходимости обратиться за помощью.

    Отношения с окружающими:

    1. Хочет установить контакт. Налаживает отношения с замещающими родителями, другими детьми, проживающими в семье.

    2. Учится доброжелательному отношению к окружающим (без брани, грубо­сти, крика, обидных слов).

    3. Умеет налаживать отношения с окружающими, конструктивно  разрешать конфликты.

    4. Конструктивное, бесконфликтное общение.

    Бюджет:

    1. Учится расходовать личные деньги (расходует деньги совместно со взрослыми.

    2. Расходование личных денег контролируется, принимает помощь в расхо­довании денег.

    3. Самостоятельно расходует личные деньги, покупки планирует с родителем (советуется).  

    4. Самостоятельно планирует и осуществляет расходование личных средств.

    Покупки для семьи:

    1. Ходит вместе с другими ребятами, проживающими в семье и взрослыми за покупками.

    2. Делает покупки для семьи под контролем воспитателя (отчи­тывается).

    3. Самостоятельно делает покупки для семьи, учится планиро­вать покупки.

    4. Планирует покупки самостоятельно.

    Досуг:

    1. Записывается в кружки, исходя из собственных наклонностей и интересов.

    2. Учится организовывать свой досуг. Участвует в жизни семьи, школы (посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, соревнованиях).

    3. Активно участвует в жизни семьи, профессио­нального учебного заведения (посещает кружки по интересам, участвует в празд­никах, вечерах, соревнованиях).

    4. Имеет разнообразные интересы, умеет организовать свой досуг.

     Кровная семья:

    1. Знает о существовании своих родственников.

    2. Знает о существовании своих родственников, предпринимает шаги для ус­тановления отношений с ними, если это не противоречит его интересам.

    3. Знает своих родственников, регулярно общается с ними, если это не про­тиворечит его интересам.

    4. Знает своих родственников, поддерживает отношения с ними, если это не противоречит его интересам.

     Жильё:

    1. Рассказывает то, что знает о своём жилье (узнаёт о нём).

    2. Планирует дальнейшее место жительства, в курсе своего жилищного во­проса.

    3. Планирует дальнейшее место жительства, интересуется вопросами реше­ния жилищной проблемы, предпринимает некоторые шаги.

    4. Знает своё дальнейшее место жительства, имеет его.

     

    Материал подготовлен психологом Центра Лилией Яхьевной Ханбиковой.

     

    Вернуться к списку