При устройстве в замещающие семьи детей-сирот старшего подросткового или юношеского возраста, замещающим родителям важно знать критерии социально-бытовой, психологической, профессионально-трудовой адаптации воспитанника в семье. Процесс адаптации воспитанника индивидуален. Эта индивидуальность, обусловлена психологическими особенностями ребенка, различием субъектного опыта, уровнем физического здоровья и физического развития. Индивидуальность проявляется в темпе адаптации.
Можно выделить 4 уровня адаптации ребенка в семье. Содержание каждого уровня включает совокупность требований, предъявляемых к воспитаннику. Регулярное, полное и осознанное выполнение их свидетельствует о прохождении определённого этапа адаптации. Уровни отличаются друг от друга размером контроля со стороны замещающего родителя и степенью самостоятельности воспитанника. 1 уровень характеризуется максимальным контролем со стороны родителя и минимальной самостоятельностью воспитанника. Далее на 2 и 3 уровнях уменьшается контроль со стороны взрослого и увеличивается самостоятельность воспитанника. На 4 уровне самостоятельность максимальна, и минимален контроль.
Система уровней - это не только система требований к воспитаннику, это и система привилегий. Это разное количество карманных денег (чем выше уровень, тем сумма больше), возможность посещать дискотеку (далее время посещения увеличивается), возможность совершать самостоятельные поездки (далее увеличивается их длительность и количество), самостоятельно принимать решения по многим вопросам (далее растёт количество этих вопросов).
Таким образом, воспитанники имеют возможность прохождения процесса адаптации в индивидуальном темпе, который определяет время нахождения воспитанника в семье.
Критерии адаптированности ребенка на первом уровне:
Воспитанник:
• Соглашается с режимом дня, семейными обязанностями, начинает их
выполнять.
• Знает нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм
поведения.
• Принимает участие в приготовлении пищи.
• Учится поддерживать порядок в комнате, содержать в порядке личные вещи, соблюдать личную гигиену.
• Налаживает отношения с замещающими родителями и другими детьми, проживающими в семье.
• Допускается наличие вредных привычек.
• Учится расходовать личные деньги (расходует деньги совместно с родителями).
• Происходит устройство в учебное заведение.
• Записывается в кружки, исходя из собственных наклонностей и интересов.
• Знает о существовании своих родственников.
• Посещает дискотеку (в субботу) до 22 часов. (Ночным временем признается время с 23:00 до 06:00 в период с 1 мая по 30 сентября включительно и с 22:00 до 06:00 в период с 1 октября по 30 апреля включительно).
Критерии адаптированности ребенка на втором уровне:
Воспитанник:
• Выполняет режим дня (допускаются незначительные нарушение режима не чаще 2 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).
• Выполняет семейные обязанности, старается выполнять домашние обязанности добросовестно, принимает помощь и контроль.
• В своей комнате (в шкафу, на кровати, на столе и т д.) поддерживает порядок, принимает помощь и контроль.
• Старается выполнять общепринятые нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.
• Учится доброжелательному отношению к окружающим (без брани, грубости, крика, обидных слов).
• Проявляет заботу о своем здоровье, прилагает усилия для преодоления вредных привычек, заметен прогресс.
• Соблюдает личную гигиену, самостоятельно стирает свои вещи (при необходимости - каждый день).
• Самостоятельно готовит простые блюда, учится готовить сложные блюда.
• Делает покупки для семьи под контролем взрослого.
• Расходование личных денег контролируется, принимает помощь в расходовании денег.
• Учится в учебном заведении без прогулов, старается учиться лучше.
• Делает домашнее задание под ежедневным контролем родителей-воспитателей.
• Происходит окончательный выбор профессионального учебного заведения, готовится к поступлению.
• Учится организовывать свой досуг.
• Участвует в жизни семьи, школы (посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, соревнованиях).
• Знает о существовании своих родственников, предпринимает шаги для установления отношений с ними, если это не противоречит его интересам.
• Планирует дальнейшее место жительства.
• Посещает дискотеку в субботу до 22-30 часов зимой и в остальное время до 23 часов.
• Возможны самостоятельные поездки.
При нарушении требований уровня, возвращение на первый уровень.
Критерии адаптированности ребенка на третьем уровне:
Воспитанник:
• Выполняет режим дня (допускается незначительные нарушение режима 1 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).
• Самостоятельно и добросовестно выполняет домашние обязанности.
• Самостоятельно (без нарушений) поддерживает в своей комнате порядок, старается создать уют.
• Самостоятельно соблюдает личную гигиену, стирает.
• Заботится о своём здоровье, преодолевает вредные привычки.
• Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.
• Умеет налаживать отношения с окружающими, отсутствуют конфликты.
• Самостоятельно готовит.
• Самостоятельно делает покупки для семьи.
• Самостоятельно расходует личные деньги.
• Поступает в профессиональное среднее или высшее учебное заведение.
• Самостоятельное выполнение домашних заданий, при выборочном контроле, при необходимости получает помощь.
• При наличии учебных трудностей, старается улучшить учебные результаты.
• Активно участвует в жизни семьи, профессионального учебного заведения {посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, вечерах, соревнованиях).
• Знает своих родственников, регулярно общается с ними, если это не противоречит его интересам.
• Планирует дальнейшее место жительства, интересуется вопросами решения жилищной проблемы, предпринимает некоторые шаги.
• Посещает дискотеку в субботу до 24 часов.
• Возможны самостоятельные поездки.
При нарушении требований уровня, возвращение на второй уровень.
Критерии адаптированности воспитанника на четвертом уровне:
Воспитанник:
• Имеет положительно ориентированные жизненные цели.
• Самостоятельное выполнение, без нарушений режима дня, семейных обязанностей
• Создаёт уют в доме(квартире), проявляет творчество и эстетический вкус.
• Ведёт здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек.
• Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.
• Умеет выстраивать конструктивное, бесконфликтное общение.
• Самостоятельно готовит.
• Самостоятельно планирует и осуществляет расходование личных средств.
• Имеет разнообразные интересы, умеет организовать свой досуг.
• Учится в профессиональном среднем или высшем учебном заведении, ответственно относится к получению профессии.
• Знает своих родственников, поддерживает отношения с ними, если это не противоречит его интересам.
• Знает свое дальнейшее место жительства, имеет его (решены вопросы по обеспечению жильем).
• Самостоятельно принимает решения по многим вопросам.
Как видно из приведённого описания, первый уровень предполагает максимальный контроль над детьми, их самостоятельность минимальна. Четвёртый уровень - максимум самостоятельности воспитанников при минимальном контроле со стороны родителей-воспитателей.
По уровням разложены области жизнедеятельности воспитанника по степени контроля со стороны родителей:
Режим дня:
1. Соглашается с режимом дня, начинает его выполнять.
2. Выполняет режим дня (допускаются незначительные нарушение режима 2 раза в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).
3. Выполняет режим дня (допускается незначительные нарушение режима 1 раз в неделю, кроме опоздания домой после 21 часа).
4. Выполняет режим дня без нарушений. Может иметь свободный режим.
Семейные обязанности:
1. Соглашается с семейными обязанностями, начинает их выполнять.
2. Выполняет семейные обязанности под контролем взрослого, старается выполнять домашние обязанности добросовестно, принимает помощь. Выполняет семейные обязанности без контроля.
3. Самостоятельно и добросовестно выполняет семейные обязанности.
4. Проявляет добросовестность и творчество.
Приготовление пищи:
1. Принимает участие в приготовлении пищи.
2. Самостоятельно готовит простые блюда, учится готовить сложные блюда.
3. Самостоятельно готовит. Учится планировать меню.
4. Самостоятельно готовит. Планирует меню, покупает продукты. Свободен в выборе меню.
Поведение:
1. Знает нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.
2. Старается соблюдать общепринятые нормы поведения, допускаются нарушения общепринятых норм поведения.
3. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения.
4. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения. Социально компетентен.
Здоровье:
1. Учится соблюдать личную гигиену. Допускается наличие вредных привычек.
2. Проявляет заботу о своем здоровье, прилагает усилия для преодоления вредных привычек, заметен прогресс.Соблюдает личную гигиену, стирает свои вещи под контролем.
3. Заботится о своём здоровье, преодолевает вредные привычки. Самостоятельно соблюдает личную гигиену, стирает.
4. Ведёт здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек.
Порядок:
1. Учится поддерживать порядок комнате, содержать в порядке личные вещи.
2. В своей комнате (в шкафу, на кровати, на столе и тд.) поддерживает порядок, принимает помощь и контроль.
3. Самостоятельно (без нарушений) поддерживает в своей комнате порядок, старается создать уют.
4. Создаёт уют в семейном центре, проявляет творчество и эстетический вкус.
Обучение:
1 .Происходит устройство в учебное заведение.
2.Учится в учебном заведении без прогулов, старается учиться лучше. Делает домашнее задание под ежедневным контролем родителей-воспитателей. Происходит окончательный выбор профессионального учебного заведения, готовится к поступлению в него. Юноши готовятся к призыву в армию.
3.Самостоятельное выполнение домашних заданий, при выборочном контроле, при необходимости получает помощь. Старается улучшить учебные результаты. У девушек - поступление в профессиональное среднее или высшее учебное заведение, у юношей – призыв в армию, при наличии требуемого состояния здоровья.
4.Самостоятелен в учёбе, ответственно относится к получению профессии. Может при необходимости обратиться за помощью.
Отношения с окружающими:
1. Хочет установить контакт. Налаживает отношения с замещающими родителями, другими детьми, проживающими в семье.
2. Учится доброжелательному отношению к окружающим (без брани, грубости, крика, обидных слов).
3. Умеет налаживать отношения с окружающими, конструктивно разрешать конфликты.
4. Конструктивное, бесконфликтное общение.
Бюджет:
1. Учится расходовать личные деньги (расходует деньги совместно со взрослыми.
2. Расходование личных денег контролируется, принимает помощь в расходовании денег.
3. Самостоятельно расходует личные деньги, покупки планирует с родителем (советуется).
4. Самостоятельно планирует и осуществляет расходование личных средств.
Покупки для семьи:
1. Ходит вместе с другими ребятами, проживающими в семье и взрослыми за покупками.
2. Делает покупки для семьи под контролем воспитателя (отчитывается).
3. Самостоятельно делает покупки для семьи, учится планировать покупки.
4. Планирует покупки самостоятельно.
Досуг:
1. Записывается в кружки, исходя из собственных наклонностей и интересов.
2. Учится организовывать свой досуг. Участвует в жизни семьи, школы (посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, соревнованиях).
3. Активно участвует в жизни семьи, профессионального учебного заведения (посещает кружки по интересам, участвует в праздниках, вечерах, соревнованиях).
4. Имеет разнообразные интересы, умеет организовать свой досуг.
Кровная семья:
1. Знает о существовании своих родственников.
2. Знает о существовании своих родственников, предпринимает шаги для установления отношений с ними, если это не противоречит его интересам.
3. Знает своих родственников, регулярно общается с ними, если это не противоречит его интересам.
4. Знает своих родственников, поддерживает отношения с ними, если это не противоречит его интересам.
Жильё:
1. Рассказывает то, что знает о своём жилье (узнаёт о нём).
2. Планирует дальнейшее место жительства, в курсе своего жилищного вопроса.
3. Планирует дальнейшее место жительства, интересуется вопросами решения жилищной проблемы, предпринимает некоторые шаги.
4. Знает своё дальнейшее место жительства, имеет его.
Материал подготовлен психологом Центра Лилией Яхьевной Ханбиковой.
← Вернуться к списку