• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Копилка полезных публикаций для родителей » Рекомендации замещающим родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

    Копилка полезных публикаций для родителей

    08.04.2020

    Рекомендации замещающим родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

    Рекомендации замещающим родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями

    Педагог-психолог Центра Самуткина Ольга Владимировна предлагает рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

    Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет множество переживаний родителям. Семье, где растут такие дети, необходимы дополнительные знания и умения. Обладая знаниями об особенностях развития ребенка, родители могут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно.

    ОРГАНИЗАЦИЯ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

    1.Важно не маскировать диагноз на "более благозвучный" и "социально приемлемый". Не убегать от проблемы, не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Преувеличенное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

    2.Нужно как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

    3.Необходимо отказаться от иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принимайте ребенка таким, каков он есть на самом деле, действуйте исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

    Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

     

    РОДИТЕЛЯМ СЛАБОВИДЯЩЕГО РЕБЕНКА

    1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

    2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

    3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

    4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

    РОДИТЕЛЯМ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО РЕБЕНКА

    Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.

    1.Относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

    2.Малыш должен развиваться и не чувствовать своего отличия от обычных детей.

    3.Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Желательно иметь слуховые аппараты на оба ушка. С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира.

    4.Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное — поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.

    5.Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

    Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.

    6.Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.

    Главное: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

    7.Необходимы игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

    8.Нельзя внезапно появляться перед ребёнком, вы можете напугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

    РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ЗПР

    Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

    1.Не рекомендуется смотреть на ребенка как на маленького, беспомощного, постоянно опекать, контролировать каждое его действие при выполнении поручений, просьб, заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Гиперопека очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Безусловно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

    2.Не предъявляйте завышенные требования к малышу, перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, непосильные для ребенка поручения, задания, ребенок не может выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

    Для того, чтобы сохранить работоспособность «особого» ребенка, не нанесите вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

    Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения заданий крайне необходимы.

    Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования данной стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте ребенку вопрос о том, что нового он узнал на занятиях. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

    Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, поможет при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СДВГ

    1.При оформлении комнаты ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота,  спокойные тона, создают условия для концентрации.

    2.Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным, то есть там, где ребенок мог бы заниматься без помех.

    3.В ходе выполнения заданий родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать малышу.

    4.Если ребенок сел рисовать, уберите лишнее, гиперактивный ребенок будет отвлекаться на ненужные в данный момент вещи.

    5.Родителям следует продумывать поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только малыш устает, его следует переключить на другой вид деятельности.

    6.Если ребенок в чем-то неправ, не следует доказывать его неправоту, так как длинная речь не будет выслушана и осознана, лучше заранее установить правила поведения, которых будут придерживаться все члены семьи. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

    7.Не принуждайте ребенка просить прощения и давать обещания, необходимо договориться. На отработку каждого из конкретных требований может уйти много времени (две - четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

    8.Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.

    9.Роль взрослых – подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, была источником положительных изменений, лучшим способом для направления энергии и активности являются занятия спортом. Именно спорт дает гиперактивному ребенку возможность проявить себя, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.

    10.Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самыми полезными видами спорта являются плавание и восточные единоборства, т.к. они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.

    Уважаемые родители, помните, главным является состояние здоровья ребенка! В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью малышей. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает осложнения в протекании этого процесса.

     

    Источники:

    1. Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.
    2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. «Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях». М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.
    Вернуться к списку