Педагог-психолог Центра Самуткина Ольга Владимировна предлагает конспект рекомендаций детского психолога А.И. Захарова, который много рассказывает о детских страхах, а именно о нормативных (возрастных) страхах и предлагает рекомендации родителям о их преодолении.
Что такое страх, знает каждый. Если у взрослого человека спросить, чего он боялся в детстве, то про свои детские страхи он, скорее всего, будет рассказывать с улыбкой. «Снежная маска» и сердитый врач в белом халате, пылесос и лохматая папина шапка кажутся такими безобидными по сравнению со «взрослыми» страхами.
При этом нередки случаи, когда и дети, и родители боятся одного и того же — например, грозы или собак.
Известный детский психолог и психотерапевт А.И. Захаров в своей книге «Как преодолеть страхи у детей» пишет: «Обычно страх кратковременен и обратим, не затрагивает глубоко личность человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Однако бывают и ярко выраженные, устойчивые страхи, для которых характерно почти полное отсутствие контроля со стороны сознания. Подобные сильные страхи оказывают неблагоприятное воздействие на характер человека, его отношения с людьми и качество его жизни».
Чем опасен длительный страх для человека, для ребенка в частности? Страх пропитывает все чувства тревожной окраской и вытесняет положительные эмоции — радость, смех, ощущение полноты жизни, оставляя вместо них удрученность, пессимизм, неуверенность в своих силах. Страх парализует активность человека, порождает чувство бессилия и безнадежности.
Возрастная динамика детских страхов:
На дошкольный возраст приходится пик ночных кошмаров, поскольку ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Как правило, в таких снах детей преследуют животные и страшные воображаемые существа. Частые, с повторяющимся сюжетом ночные кошмары требуют особого исследования.
от 3 до 5 лет — ночные страхи, страхи одиночества, темноты. В это же время у Бабы-Яги появляются партнеры — Кощей Бессмертный и Бармалей, которые, как утверждает А.И. Захаров, появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными.
Согласно данным, представленным в книге А.И. Захарова «Развитие умственных способностей детей», менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и, особенно у девочек заметно возрастает.
У старших дошкольников (5-7 лет) А.И. Захаров обнаруживает в наиболее выраженной форме следующие страхи: пожара, стихии (конкретно — землетрясения), глубины и наказания со стороны родителей. Кроме этого свойственны детям 6-летнего возраста страхи нападения, животных (змей, медведя), страшных снов и огня.
В этом же возрасте, как утверждает А.И. Захаров, и мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений и смерти во сне.
«В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. В 5-8 лет страх отсутствия матери выражается во сне конкретным страхом ее потери и смерти. В этом возрасте ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежное. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера».
Школьные страхи — это отдельная группа взаимосвязанных страхов. В нее входят: страх сделать ошибку, страх отвечать у доски, страх отвечать на вопросы учителя, страх агрессии
Ведущим страхом в этом возрасте А.И. Захаров называет страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья.
Страхи в подростковом возрасте. Страх обучаемого — самое распространенное эмоциональное состояние с среднем школьном возрасте, вызываемое ожиданием тяжелых последствий от неуспеваемости. Этот страх может проявляться в форме тревоги, боязни и, наконец, в форме панического страха, который проявляется у некоторой части учащихся на экзамене. Но не все формы страха отрицательно сказываются на поведении учащихся.
В этом возрасте многие школьники переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в чет и нечет, тринадцатое число, счастливые билеты. В этом возрасте они с удовольствием слушают рассказы и истории о вампирах, привидениях, При этом индекс страхов у мальчиков ниже, чем у девочек. Страшные вещи, ужасные истории, гибельные места не только пугают, но и притягивают детей.
В возрасте (11-16 лет) главным приобретением считается появление самооценки, которая неразрывно связана с чувством уважения и уверенности к себе. С одной стороны, подростки стремятся «быть собой среди других», с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. В этом возрасте, по мнению А.И.Захарова, появляются беспокойство, страх быть не собой, т.е. кем-то другим, обезличенным, страх измениться не в лучшую сторону не только психически, но и физически (уродливая фигура, некрасивые черты лица и т.д.).
Как родителям помочь ребенку в преодолении страхов
Применение средств арт-терапии даёт хорошие результаты в преодолении детских страхов.
Если ребенок уже умеет рисовать, то нужно попросить его нарисовать страшное» как получится». Понятно, что поначалу, предложение родителей может не вызвать у ребенка энтузиазма, тогда стоит предложить ребенку свою помощь: «Давай вместе нарисуем». Поддержка взрослого должна ободрить ребенка. По рекомендации Захарова стоит нарисовать два рисунка:
1.Пугающего объекта — например, злой собаки.
2.Сцену победы над пугающим объектом — например, мальчика с палкой рядом с собакой.
Можно начать с более простого задания. Нарисовать условный страшный объект — черное пятно, например. И попросить ребенка порвать бумагу — уничтожить страх. Можно спросить у самого ребенка, что именно он хотел бы сделать с рисунком. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Выбросить в мусорную корзину? Утопить? Растоптать? Спустить в унитаз? Сжечь?
Надо заметить, что подобной игры может оказаться недостаточно для полной победы над страхом. Но в ней ребенок впервые получает возможность для «преодоления страха», а значит, ощущения своей силы и веры в себя. Это очень важный для него опыт.
Другой способ преодолеть страх — сыграть в игру, в которой, к примеру, мишка сначала боится Бабу Ягу, а потом преодолевает свой страх. И либо приказывает ей «исчезнуть», либо прогоняет. «Игровые методы» преодоления страхов хороши как для малышей, так и для подросших детей — старшего школьного возраста.
Прекрасным средством для преодоления детских страхов является метод сказкотерапии. Его принцип примерно тот же, что и в игровой терапии. Надо выбрать какой-то персонаж и в сказочной реальности столкнуть его с той же проблемой, которую переживает ваш ребенок.
Итак, подводя итоги, можно сделать выводы:
- Типичной ошибкой родителей в отношении страхов у детей является отрицание — «этого не может быть, не важно, что за ерунда?..» Причиной, как обычно, являются «благие намерения» родителей, которые желают показать детям, что их страхи напрасны.
- Ошибочными действиями могут быть осуждение, высмеивание ребенка, принуждение его преодолеть страх. Часто это отношение к страхам ребенка характерно для пап, которые хотят видеть в своем сыне» настоящего мужчину».
Правильные действия:
- признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его;
- разузнать подробности испытываемого ребенком страха, пусть он расскажет о том, что его пугает в деталях, — это уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» пугающего объекта;
- с помощью различных приемов — игры, рисунка, сказкотерапии — обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.
Важно не торопить ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и психологическая поддержка обязательно принесут свои плоды.
Последний совет – самый важный: постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. Родители должны дать понять ребенку: что бы ни случилось, они – рядом и всегда придут на помощь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.
Источник: Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.
← Вернуться к списку