• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Копилка полезных публикаций для родителей » Детская ложь

    Копилка полезных публикаций для родителей

    05.02.2019

    Детская ложь

    Детская ложь

    Педагог-психолог Центра Самуткина Ольга Владимировна предлагает советы, которые помогут родителям понять причину детской лжи и преодолеть ее.

    Ложь – это передача искаженной, не соответствующей действительности информации  с целью реализации своих желаний или предупреждения нежелательных последствий.

    С детской ложью сталкиваются все родители, так как это один из способов приспособления к жизни в обществе.

    Когда дети начинают лгать? 

     Дети могут научиться врать с раннего возраста, как правило, с двух с половиной – трех лет. Первый обман начинается с желания скрыть от родителей плохой поступок, чтобы избежать порицания взрослых. С 4-6 лет дети начинают обманывать все чаще и их ложь распознать все сложнее. Они могут быть хорошими актерами и вовлекать в свой обман других участников.  Когда дети достигают школьного возраста, они говорят неправду еще более убедительно. Словарный запас растет и детям легче понять, как думают другие люди, поэтому ложь становятся все более изощренной. К восьми годам, дети обманывают так, что взрослые не всегда могут разоблачить их. 

    Как отучить ребенка врать?

    1. Будьте позитивны. Попробуйте на собственном примере подчеркнуть важность честности в вашей семье. Например, папа может сказать: «Мы с тобой разбили мамину любимую тарелку, но мы не станем ее обманывать. Давай с тобой честно ей во всем признаемся. Она нас обязательно простит, а чтобы она не сильно расстраивалась, мы завтра купим ей новую красивую тарелочку». 

    2. Не наказывайте ребенка за обман и хвалите за честность. Вы можете рассказать ребенку о том, как вы цените, когда говорят правду, и не любите, когда ребенок вам врет, о том, как важно всегда быть честным, чтобы не потерять доверие и уважение людей. Например, попробуйте сказать: "Когда ты меня обманываешь, мне грустно, я разочарована». Вы также можете попробовать почитать сказки или истории, которые подчеркивают важность честных отношений. 
    3. Помогайте своему ребенку избегать попадания в ситуации, когда он чувствует, что должен обманывать. Например, вы видите, что ваш ребенок пролил суп. Вы могли бы сказать ему: «Зачем ты это сделал? Поаккуратнее быть нельзя, растяпа?» Такие слова вынуждают ребенка чувствовать себя неловко и оправдываться. Следующий раз после того, как он что-то прольет, то он вам в этом не признается и начнет обманывать. Чтобы избежать такой ситуации, вы могли бы просто сказать: "Я вижу, что ты это сделал нечаянно. Давай все вместе отмоем. В следующий раз будь более внимательным и не отвлекайся во время еды, хорошо?». 

    4. Преувеличенные и придуманные истории, хвастовство, могут быть способом получения восхищения или уважения со стороны окружающих. Если ребенок постоянно хвастается, то попробуйте чаще хвалить своего ребенка, проводить с ним больше времени. Второй причиной хвастовства может стать чувство неполноценности у ребенка. Например, у некоторых детей в детском саду есть машина на радиоуправлении, а у него нет. Ребенок начинает придумывать ситуацию, что машинка у него была. Она была гораздо лучше, умела летать, плавать по воде, но ее украли хулиганы. В этом случае доверительно поговорите с ним, выясните причину такого поведения и постарайтесь вместе решить его проблему. Расскажите о материальных и духовных ценностях, приведите соответствующие примеры. 
    5. Старайтесь не говорить ребенку, что он «лжец», «врун», «обманщик». Такие слова могут негативно повлиять на его самооценку, или привести к еще большей лжи. То есть, если ваш ребенок считает, что он лжец, он, возможно, будет продолжать обманывать. Говорите о действии, поступках, поведении, не переводя на личность ребенка. Попробуйте иногда шутить или преувеличивать на ложное заявление малыша. Например, маленький ребенок может объяснить, поломку игрушки следующим образом: "Динозаврик пришел и сломал ее, а я ни при чем». Вы могли бы сказать что-нибудь глупое, например: "Почему ты не пригласил к нам попить чаю? Давай сейчас позовем его в гости». Можно продолжать, пока ребенок не "признается", что никакого динозавра не было. Таким образом, вы раскроете ложь и дадите урок без необходимости дисциплинарных мер или конфликтов.

     

     Ребёнок будет честен со своими родителями, если

    Никогда не забывайте о личном примере. Насколько искренни, честны и открыты вы сами, настолько ваши дети эти качества от вас и переймут. Создайте атмосферу согласия и гармонии в своей семье. И тогда маленькие её члены не будут искать спасения от невзгод и одиночества во лжи…

     

    Список литературы:

    Богданова, Н. Ты мне веришь или нет?// Счастливые родители – 2005. - №4 – С.96-100

    Букин, А. Исправленные лгуны// Семья – 2001. - №26 – С.6-7

     

    Вернуться к списку