• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Как научить ребенка делать уроки самостоятельно.

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Как научить ребенка делать уроки самостоятельно.

    Как научить ребенка делать уроки самостоятельно.

    Часто от родителей поступают жалобы, что ребенка трудно заставить делать дома самостоятельно домашние задания, либо приходиться напоминать об этом постоянно, либо сидеть рядом, пока не сделает.

    Так почему же ребенок не хочет учиться дома?

    Ответов на него великое множество. Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает еще массу кружков.

    Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка.

    Ключ к успеху в данном случае – это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий.

    Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания.

    Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

    С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей деятельностью, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

    Очень часто родители совершают типичную педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто переписать то, что уже приготовили для него мама или папа.

    Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Такие родители забывают о своей главной задаче: приучить ребенка делать уроки, а не тем, как вырастить юное дарование по всем предметам. Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляют сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу.

    А ведь бывает и так, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

    Важно понимать, что если ваш ребенок только пошел в школу, то вам, конечно, придется делать вместе. Это поможет ребенку привыкнуть к необходимости выполнять домашнее задание.

    Что же нужно делать, чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно?

    Определите сферы ответственности. Ребенок должен знать, что его уроки и его оценки – это его ответственность. «Мама так сказала», «Папа неправильно написал», «Я спросил у бабушки, она кивнула» — все это не снимает с него ответственности за его учебу. Потому что знания нужны именно ему. Настраивайте ребенка так, что его учеба – это как папина работа. Очень важно и очень ответственно, не всегда хочется, но в любом случае надо.

    Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений. Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения – это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите? Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе.

    Выделите постоянное время для выполнения домашнего задания. Делу время – потехе час, это как раз про «домашку», которую делать не хочется, но все равно надо, так что лучше сразу сделать и потом с чистой совестью отдыхать. За первые несколько месяцев ребенок привыкнет, что сразу после обеда он садится заниматься, и не будет тянуть до последнего.

    Врачи убеждены, что самое продуктивное время с 15.00 до 18.00.

    В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала – «домашка», потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера.

    Обустройте рабочее место. Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельности у ребенка, родителям обязательно нужно озаботиться организацией рабочего места своего школьника.

    Маме первоклассника часто удобнее, когда малыш делает уроки на кухне, по крайней мере, пока он выводит крючки в прописи, мама может почистить картошку или вымыть посуду. Но на деле все это сильно отвлекает, и не всегда под рукой оказываются необходимые предметы. У ребенка должно быть рабочее место. Садясь за свой стол, ребенок знает, что сейчас не до игр и баловства, нужно сосредоточиться. Если же он будет делать уроки «на коленке», относиться к ним серьезно ему будет сложно.

    Необходимо организовать пространство, (рабочий уголок или комната), т.е. место, где будут находиться все школьные принадлежности, учебники, тетради, пособия. Это может быть просто письменный стол, удобный стул, настольная лампа.

    Ребенок должен сам читать задания и вникать в них.

    Порочная практика многих родителей сразу же читать и на пальцах объяснять, что требуется от маленького ученика. Ему остается только выполнить. Это сильно вредит учебному процессу. Ребенок намного позже начинает понимать смысл написанного. Уже во втором классе, когда начнутся проверочные и самостоятельные работы, он будет тратить слишком много времени, пытаясь разобраться, чего же от него хотят, и неизбежно получать оценки хуже, чем мог бы. Помогать и пояснять нужно тогда, когда без этого не обойтись. И то сначала лучше спросить, как он сам понял задание.

    Перед тем, как выбрать подходящий способ или вариант приучения ребенка к самостоятельному выполнению заданного на дом, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребенка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда будет иметь смысл и результат.

    Составьте алгоритм.  «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу».  Примерно так выглядит общий план выполнения, но для каждого предмета он может дополняться и изменяться. Например – для урока чтения: читаю - определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.

    Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение  раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так к 5-6 классу вы сможете ограничиться вопросом: «тебе нужна моя помощь с уроками?»

    Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).

    Делайте перерывы. По санитарным нормам ребенок дожжен выполнять задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы , 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно перейти 30Х15. Так ребенок не успеет устать, но и не слишком расслабится.

    Умейте объяснить. Если ребенок  не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а ребенку воспринимать.

    Дайте ребенку попробовать выполнить задание самостоятельно.

    В прописях, конечно, можно обойтись без черновика. Но задачки по математике, примеры и письменные ответы по чтению лучше сначала делать на листочке. А уж потом вместе с вами разбирать ошибки и переписывать на чистовик.

    Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы  и анализировать ошибки.

    Расширяйте границы самостоятельности. Постепенно сводите процесс к тому, что школьник без вас делает задание на черновике или читает про себя, а вы потом проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.

    Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребенка которому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных можно выделить следующие:

    «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта» на которой изображен алгоритм выполнения домашнего задания. Ребенок должен пройти по тропам, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые потом собрать в интересное высказывание или загадку.

    «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Ребенку нужно ему объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.

    «Собираю звезды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребенка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать его стать еще успешнее.

    Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребенка захватывающим и  интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы вашего ученика.

    Не ругайте ребенка за оценки.

    Существует три действенных способа мотивировать ребенка на учебную деятельность

    Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребенка делать домашнее задание самому, является похвала.

     Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию.

    Четверка или даже тройка, полученная за урок, который он сделал сам – это его опыт. А вот похвалить за пятерку нужно обязательно, сказать, что он отлично потрудился, и вы рады, что его усилия оценили высоко. Что бы кто ни говорил, а заслуженная похвала – это лучшая мотивация делать все на пять.

    Доверяйте своему ребенку.

    О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшего школьного периода позвольте ребенку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

    Конечно, руку на пульсе держать нужно, но все-таки не такой он несмышленыш, раз в школу ходит. Чем больше заданий он выполняет самостоятельно, тем ответственнее относится, если конечно, знает, что уроки проверят и мухлевать бесполезно.

    В идеале к 6-7 классу с этой задачей выполнения «домашки», ребенок должен уже привыкнуть и справляться самостоятельно. Но родителям все равно нужно контролировать этот процесс, следуя определенным этапам:

    - выполнение всех уроков вместе, объяснение всего материала, повторение пройденного.

    - проверка сделанного задания  в черновике, повторение пройденного, объяснение непонятного.

    - проверка чистовика, повторение пройденного, объяснение непонятного.

    - помощь только с трудными заданиями, объяснение и дополнительное совместное выполнение подобных заданий для закрепления.

    Если же вы хотите сами заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов (из серии вредных советов):

    Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребенок. Значит материал не усвоится и его придется повторять нова и снова. Пока не охрипните.

    Ругайте. Если у вашего ребенка не получается решить пример или написать предложение, обязательно укажите ему на  то что у него в жизни ничего в жизни не получается.

    Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.

    Делайте уроки за ребенка сами. Ведь только так можно сэкономить время.

    Будьте стихийными. Проверяйте и помогайте своему ребенку только тогда, когда у вас есть настроение.

    Источники:

    https://www.syl.ru/article/289133/new_kak-zastavit-delat-uroki-rebenka---sovetyi-psihologa-kak-nauchit-rebenka-delat-uroki-samostoyatelno

    https://www.kakprosto.ru/kak-903207-kak-priuchit-rebenka-delat-uroki-samostoyatelno#ixzz5DsN6uDAR

    Материал подготовлен педагогом-психологом
    из отделения ГБУДО ПК ЦППМСС в г. Чайковском
    Тюкаловой Н.Н.

     

    Вернуться к списку