Методические разработки педагогов Центра для родителей
Игры, которые помогают занять детей в дороге
Описываемые ниже варианты игр предложены действующим замещающим родителем Еленой Анатольевной Першиной, имеющей опыт воспитания детей с особенностями психического и физического развития.
«Каким содержанием мы наполним летний отдых ребенка, зависит целиком от нас, родителей. Став взрослым, ребенок самостоятельно сможет организовывать свое свободное время, опираясь на свой опыт из детства, - говорит Елена Анатольевна – Организованный досуг в летнее время помогает ребенку интересно жить, развиваться и, значит, в дальнейшем хорошо учиться в школе. Но может стать и тяжелым испытание, бременем, если он не знает, чем себя занять, увлечь. Мы всегда обращаем внимание на то, чем будем заниматься в дороге, чтобы дети не скучали. Хотим поделиться своим опытом занимательного времяпровождения с детьми разного возраста в дороге, в поезде, в машине или на сплаве по реке».
У детей с задержкой психического и речевого развития важно развивать внимание, мышление, память, речь.
1. «Слова на букву…»
Данная игра способствуют развитию гибкости мышления и расширению активного словарного запаса у детей.
Варианты инструкций:
- Назвать любые слова на выбранную букву. Например, любые слова на букву ''Б'': банан-балкон-буря-бочка-бык.
- Назвать больше слов на определенную тему. Наример: в быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена, страны и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов.
- Назвать слова, начинающиеся на одну и ту же букву и определяющие страну, город, животное, растение, имя. Например: Россия-Ростов-рысь-рис-Роман.
- Составить цепочку слов таким образом, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы первой для последующего. Например, ребёнок-корова-аромат-торт-тень.
- Учить ребёнка находить и придумывать рифмы. Например, сок-носок; палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша.
- Назвать все известные предметы одного и того же цвета. Например, жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.
- «Угадай, что я хочу сказать?» Произнесите первый слог в каком-либо слове и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди с ребенком
- Игра "Верно или не верно".
2. Игра "Верно или не верно".
Игра на развитие внимания и мышления.
Инструкция: Произнести фразу и сосчитать до трех, а ребёнок должен успеть сказать, «верно» или «не верно» ваше утверждение. Варианты фраз для начала игры: "Мы выехали рано утром", "Ещё было совсем темно", "Марка нашей машины — "Лада Приора", "У рыбы есть хвост", "У курицы есть плавники".
Для ребенка дошкольного возраста подбираются фразы проще, а считать до трёх лучше так: "Два с половинкой, два с хвостиком...". Тогда малыш успеет сориентироваться и верно ответить. И почувствует себя победителем.
3. Игры в слова на развитие логического мышления:
- Найди лишнее слово в ряду. Например: колёса, руль, кот, кресло. Обязательно спросить ребенка, почему он так считает.
- Назови одним словом. Например, кот, собака, крокодил — животные.
- "Всё наоборот" (игра в антонимы). Вы называете слово, а ребенок называет антоним. Например, весёлый — грустный; широкий — узкий, добрый – злой, говорить - молчать.
- «Об одном по-разному» (игра в синонимы). Пример: "Человек идёт" — а как можно сказать по-другому? Правильно: человек передвигается, шагает и т.п."
- Придумайте какое-нибудь длинное слово, из букв, составляющих это слово, надо составить другие слова. Например: зоопарк — парк, рак.
- "По цепочке". Придумайте короткое предложение и по очереди его удлиняйте. Прежде чем добавить своё новое слово, необходимо точь-в-точь повторить всё ранее сказанное. Например, "Мы едем" — "Мы едем на море" — "Мы едем на Чёрное море" — "Мы едем на Чёрное море купаться".
- Произнести скороговорку десять раз подряд. Побеждает тот, кто не запутается в ней ни разу. Например, "Щетинка у чушки, чешуя у щучки". Малышам предлагайте, конечно, более простые фразы.
4. Игры на развитие логического мышления:
- Описать один из предметов, находящихся в вашем пакете (сумке), а ребёнок должен догадаться, о каком предмете идет речь. Пример: "Это пушистое, желтого цвета, пищит, когда на него нажмёшь..." - "Мой цыпленок!" — догадывается ребёнок. И как только он угадывает, тут же получает этот предмет в награду.
Совет: обязательно положите в сумку что-нибудь новенькое. Когда ваш ребенок по описанию угадает, что у вас спрятано, вручите подарок — и вам будет обеспечена радость, благодарность и небольшая пауза-передышка.
- Попробуйте загадывать какой-либо объект, находящийся в автомобиле. Пример: "сквозь него я смотрю на дорогу" (окно), "нажмёшь ногою, и машина взвоет" (педаль газа). Чередуйтесь, пусть ребёнок (если захочет) загадывает, а отгадки ищите вы.
Материал для публикации подготовлен И.А. Пермяковой,
педагогом-психологом Центра
←
Вернуться к списку