• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Детская самооценка

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Детская самооценка

    «Дети, что цветы, уход любят», - гласит народная мудрость. Действительно: в добрых, заботливых руках  дитя расцветает, а в нетерпеливых, грубых – вянет. Секрет кроется в его сформировавшейся самооценке: адекватной, завышенной или заниженной.

    Личностная  самооценка напрямую зависит от самоуважения, и это важное условие для  полноценного развития ребенка. То, как личность умеет оценить себя, оказывает влияние и на то, какое место она занимает в окружающем пространстве,  и как успешно  сумеет пойти по жизни.

    Наши советы могут помочь родителям воспитать успешного ребенка с адекватной самооценкой.

    Детская самооценка формируется благодаря похвале.

    Поощрение и похвала – важные аспекты закладывания самооценки у ребенка. В раннем возрасте похвала - это единственный метод различия, что хорошо, а что плохо. Когда ребенок делает успехи, совершает правильные поступки и это поощряется взрослыми, то у него поднимается настроение и появляется отличный стимул для того, чтобы и впредь поступать таким же образом.

    Детская самооценка и конструктивная критика.

    Ребенок, желающий достичь определенной цели, всегда просит поддержки и помощи у родителей. Однако обычная похвала не может быть достаточным стимулом для дальнейшего успешного развития. Нужно применять конструктивную критику, которая отражает положительные моменты прилагаемых усилий и стараний ребенка, что способствует самосовершенствованию. С помощью конструктивной критики и похвалы, ребенок учится успешнее преодолевать возникающие трудности, кроме того, самооценка у него существенно возрастает. В первую очередь, отмечайте, что ребенок проделал хорошую работу, а затем подскажите, каким способом ее можно усовершенствовать или изменить к лучшему. Например, ребенку трех лет можно сказать: «Ты постарался, солнышко получилось круглое  красивое, а если ты добавишь лучики, оно сможет светить ярче,  и согреть больше людей». Ребенку 10 лет: «Я так благодарна тебе за твою заботу, ты помыл посуду и у меня больше времени для общения с тобой. В следующий раз попробуй  разложить ее по местам» и др.

    Детская самооценка без слова «но».

    Обсуждая с ребенком проделанную работу или какой-то поступок, отражающий определенные отрицательные и положительные стороны, избегайте употребления слова «но». Это слово побуждает ребенка неосознанно выделять для себя только негативные стороны произошедшего. Образуется некая стена между сделанным и тем, что можно поправить. Например, можно сравнить два предложения, в которых вкладывается единый смысл, но для ребенка они звучат по-разному: «Прекрасно, что ты выполнил до конца все домашнее задание, но последнее упражнение сделано неправильно»; и «Хорошо, что ты выполнил всю домашнюю работу. Обрати внимание на  последнее упражнение». В первом случае фраза указывает на то, что работа выполнена неправильно. А второе предложение отражает похвалу за сделанную домашнюю работу и пожелание внести исправления в неправильно выполненное задание. Согласитесь, второй вариант звучит более убедительно и не понижает  самооценку ребенка.

    Детская самооценка и самостоятельность.

    Предоставляя ребенку самостоятельность, мы повышаем  его самооценку. Не следует постоянно управлять действиями ребенка. Иначе он всегда будет ожидать ваших или чужих наставлений, так и не научившись принимать самостоятельные решения,  не обретет уверенность. Проявить самостоятельность и выразить себя может даже маленький ребенок.  Предоставить  малышу возможность выбрать одежду или посоветоваться с ним, куда поставить его столик для рисования совсем не трудно для взрослых,  и очень полезно для формирования адекватной самооценки ребенка.

    Как  проверить самооценку ребенка.

    Проверить самооценку можно примерно после 6 лет:  когда ребенок уже пытается оценить свои и чужие возможности; способен  дать характеристику поступкам окружающих людей; может  продумывать свои действия.

        На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначают крайние проявления свойств: добрый - злой. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.

     Например,

    Сильный  !               Добрый   !             Веселый !

                    !                              !                            !

                    !                              !                            !

                    !                              !                            !

                    !                              !                            !

    Слабый    !                  Злой    !           Грустный   !

     

    Задание. На каждой шкале ребенку предлагается отметить как у него проявляются названные черты или свойства. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы сейчас оказаться.

     

    Значение.  Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого – ребенок должен стремиться к лучшему.

    Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины о завышенной самооценке.

    Если ребенок в любом возрасте видит себя ниже середины, это свидетельствует о заниженной самооценке.

    Самый популярный вариант теста “Лесенка”, который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:

    Стимульный материал: белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней, простой карандаш или ручка.

    Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

    Инструкция для дошкольника:

    “Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй – хорошие. На третьей – ни хорошие, ни плохие. На четвёртой – не очень хорошие дети. На пятой – плохие. На шестой сидят самые плохие дети”.

    Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

    Инструкция для младшего школьника:

    “Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй – хорошие. На третьей – ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой – плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить”.

    Методика Лесенка – интерпретация результатов:

    После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

    Кроме того, оценивание себя бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребенок может поставить себя на четвертую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

    Если результат теста “Лесенка” выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

     

    Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра
    Колышкиной Татьяной Валерьевной
     
    Вернуться к списку