В последние годы число гиперактивных детей (с двигательной расторможенностью) катастрофически выросло. Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков.
Что должны знать родители?
Все исследователи подчёркивают более высокую распространённость заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками.
Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада, а пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Наблюдается всплеск симптомов в период полового созревания в 12—15 лет.
Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами.
Основным симптомом заболевания является признак «нарушение внимания»: ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Нарушение внимания при данном заболевании встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность – довольно часто, но не всегда.
Если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми.
В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Вырастая, такие люди постоянно меняют место работы, нигде долго не задерживаясь, конфликтуют с начальством и другими служащими. Зарабатывают на жизнь, как правило, временным и неквалифицированным трудом.
При снижении симптомов заболевания характерной чертой для этих людей остаётся пониженная способность к обучению и неспособность выполнять скучную, монотонную деятельность, не дающую выхода их активности.
Надо отметить, что ни в каком другом случае нарушения поведения не вызывают так много нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как в этом. Гиперактивному ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов, ребёнка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его никого нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нем надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.
Хорошо, когда коррекционные программы начинаются в возрасте 5—8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип.
Что могут сделать родители дома?
Домашняя программа изменения поведения ребенка включает:
• изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения строить на доверии и взаимопонимании) ;
• изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);
• организацию режима дня и места для занятий;
• специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения.
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.
Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:
1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.
2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
4. Родители периодически сообщают лечащему врачу об изменениях в поведении ребёнка.
5. При достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.
Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть, например, какая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие.
Школьная программа коррекции, чтобы помочь детям справиться с трудностями в учёбе включает:
• изменение окружения (место ребёнка в классе — рядом с учителем! Необходимы минутки активного отдыха, помощь в регулировании взаимоотношений с одноклассниками);
• создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
• коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;
• регулирование ожиданий взрослых (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.
Считают, что лекарственная терапия в сочетании с поведенческими методиками наиболее эффективна.
Приведённый вариант коррекции является идеальным и не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: обязательно поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».
Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении.
Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
Перед тем как ребенок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы.
Гиперактивных детей обязательно надо учить расслаблять мышцы тела. Существует множество методик. Одна из них:«Снятие напряжения в 12 точках». Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.
Несколько раз в день вместе с ребенком занимайтесь следующими упражнениями. Начните с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Эти упражнения позволяют освободить от значительной части напряжения в 12 основных точках тела и одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигается двойной эффект. Помогает расслабиться пение, поэтому пойте чаще вместе с детьми.
Полезна дыхательная и звуковая гимнастика. Надо научить детей дышать через нос. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:
1. Отвлечь ребенка от его капризов.
2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.(избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя»)
6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
10. Оставить в комнате одного на то количество минут, которое соответствует возрасту ребенка (если это безопасно для его здоровья). Например, семилетнего можно оставить на 7 минут.
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил повеления в группе детского сада, в классе, дома.
5. Указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.
6. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
7. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Какие игры можно предложить ребенку.
Частой ошибкой родителей и педагогов при воспитании гиперактивного ребенка становится то, что они одновременно требуют от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности, т.е. возлагают на ребенка триединую задачу, с которой не всякий взрослый может справиться. Необходимо соблюдать 2 обязательные условия:
1. Создавать положительный эмоциональный фон.
2. Подбирать такие игры, которые развивают только одну функцию, т.е. помнить, что даже при всём желании гиперактивный ребенок не в состоянии соблюсти все правила: сидеть спокойно, быть внимательным и при этом сдержанным в течение, например, 45 минут.
Поэтому, предлагая ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за импульсивностью не должен сопровождаться запретом на мышечную радость и может допускать определенную долю рассеянности внимания.
Игры:
Примеры подвижных игр на развитие внимания.
«Внимательные животные». Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображает характерной позой или жестом. Первый из играющих демонстрирует свой образ, затем образ зверя, выбранного кем-то другим; тот, в свою очередь, показывает свое животное и еще чье-то. Выбывает тот, кто ошибся в жесте или позе, продержал паузу больше трех секунд либо воспроизвел образ участника, который уже выбыл.
«Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
«Что пропало?» Ведущий на короткое время показывает игрокам расположенные на столе предметы, после чего закрывает их и убирает один предмет. При повторном показе игроки должны назвать «пропавший» предмет. Можно усложнять задание, сокращая время демонстрации, увеличивая число предметов ни столе, увеличивая число «пропавших» предметов либо ставя задач;, вернуть на место передвинутые предметы.
«Герои сказки». Каждому участнику предлагаемся описать какой-нибудь известный сюжет или сказку от лица каждого из персонажей. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы, чтобы сбить рассказчика.
«Мяч в круге». Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу I, 2,3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не пойман.
•«Броуновское движение». Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга. Смысл -- установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.
«Звонкая цифра». Дети стоят по кругу, по порядку называя числа. Запретными являются числа, содержащие, например, цифру 5. Вместо называния запретного числа ребенок должен хлопнуть в ладоши. Игру можно усложнить, увеличив количество - «запретных» чисел.
Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.
«Скамья запасных». Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или ей засчитывается поражение.
«Восковая скульптура». Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
«Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий но отгадает названия картины.
«Автомобиль». Дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т. п.), из которых водящий «собирает» автомобиль.
«Море волнуется» и другие игры типа «Замри-отомри».
Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности.
«Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить, "да" и "нет" не говорить»- и подобные игры, требующие самоконтроля для избегания импульсивных реакций.
«Подскажи молча». В тех играх, где для достижения успеха дети стремятся подсказывать друг другу, это разрешается делать, но только молча, с помощью мимики и жестов. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся его команда.
«Не проговорись». Участники по очереди загадывают друг другу загадки, по ответ на них нельзя говорить вслух, а можно только записать на бумажке. Выкрикнувший ответ штрафуется.
Игры типа «Угадай мелодию».
«Личный подвиг». Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание — во время коллективных дискуссий, подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочется высказаться.
«Горячо — холодно». Поиск спрятанной вещи по ориентирующим подсказкам.
Добившись улучшения внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, переходят к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных совмещениях: внимание плюс усидчивость; внимание плюс сдержанность; усидчивость плюс сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки не с завязанными, а с закрытыми «на честность» глазами, игры «Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Узнай голос», «Слепой скульптор» и т. п.
Ханбикова Лилия, психолог Центра
← Вернуться к списку