• О центре
  • Деятельность
  • Новости
  • Библиотека
  • Отчетность
  • Контакты
  • Главная » Библиотека » Методические разработки педагогов Центра для родителей » Что могут сделать родители, если ребенку врач поставил диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

    Методические разработки педагогов Центра для родителей

    Что могут сделать родители, если ребенку врач поставил диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»

    В последние годы число гиперактивных детей (с двигательной расторможенностью) катастрофически выросло. Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков.

    Что должны знать родители?

    Все исследователи подчёркивают более высокую распространён­ность заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками.

    Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада, а пик проявле­ния синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Наблюдается  всплеск симптомов в  период полового со­зревания в 12—15 лет. 

    Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

    К концу периода полового созревания гиперактивность и эмо­циональная импульсивность практически исчезают или маскиру­ются другими личностными чертами. 

    Основным симптомом заболевания является признак  «нарушение внимания»: ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Нарушение внимания при данном заболевании встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность – довольно часто, но не всегда.

    Если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. Ребёнок не только не способен завершить выполнение постав­ленной задачи, но и небрежен в её выполнении, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать вмес­те со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении де­лают гиперактивных детей нежелательными членами детского кол­лектива. Как правило, у них нарушены отношения как со сверст­никами, так и со взрослыми.

    В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Вырастая, такие люди постоянно меняют мес­то работы, нигде долго не задерживаясь, конфликтуют с началь­ством и другими служащими. Зарабатывают на жизнь, как прави­ло, временным и неквалифицированным трудом.

    При снижении симптомов заболевания характерной чертой для этих людей остаётся пониженная способность к обучению и не­способность выполнять скучную, монотонную деятельность, не дающую выхода их активности.

    Надо отметить, что ни в каком другом случае нарушения пове­дения не вызывают так много нарицаний и жалоб со стороны ро­дителей, воспитателей и учителей, как в этом. Гиперактивному ре­бёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов, ребёнка убеждают, что он ни на что не способен и что   бестолковее его никого нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессив­ная реакция на окружающих, он становится неуправляемым «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.

    Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нем надлежит участвовать педиатру, психологу, педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

    Хорошо, когда коррекционные программы начинаются в возрасте  5—8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип.

    Что могут  сделать родители дома?

    Домашняя программа изменения поведения ребенка включает:

    • изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (де­монстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения строить на доверии и вза­имопонимании) ;

    • изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, про­водить досуг всей семьёй);

    • организацию режима дня и места для занятий;

    • специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения.

    Необходимо помнить, что негативные методы воспитания не­эффективны у этих детей. Особенности их нервной системы тако­вы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграж­дения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.

    Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие моменты:

    1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он должен достичь.

    2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.

    3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии  с достигнутыми результатами.

    4. Родители периодически сообщают лечащему врачу об изменениях в поведении ребёнка.

    5. При достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

    Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть, например, какая-то поездка вместе с родителями за город, экс­курсия в зоопарк, в театр и другие.

     

    Школьная программа коррекции, что­бы помочь детям справиться с трудностями в учёбе включает:

    • изменение окружения (место ребёнка в классе — рядом с учи­телем! Необходимы минутки  актив­ного отдыха,  помощь в регулировании  взаимоотношений с одноклассни­ками);

    • создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

    • коррекцию негативных форм поведения, в частности немоти­вированной агрессии;

    • регулирование ожиданий взрослых (касается и родителей), так как по­ложительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.

    Считают, что лекарственная терапия в сочетании с поведен­ческими методиками наиболее эффективна.

     

    Приведённый вариант коррекции является иде­альным и не всегда его использование возможно у нас в настоя­щее время. Но  родители могут использовать отдель­ные элементы этой программы, взяв её основную идею: обязательно поощре­ние ребёнка за выполнение поставленных целей. При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

    Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожи­дают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной ма­нере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукосни­тельно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выпол­нении.

    Необходимо иметь в виду, что не все виды физической ак­тивности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компо­нент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения в виде дли­тельного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивнос­ти: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.

    Перед тем как ребенок начнёт заниматься физическими упраж­нениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исклю­чения заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы.

    Гиперактивных детей обязательно надо учить расслаблять мышцы тела. Существует множество методик. Одна из них:«Снятие напряжения в 12 точках». Этот прием выделяется среди других своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела.

    Несколько раз в день вместе с ребенком занимайтесь следующими упражнениями. Нач­ните  с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, а за­тем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном пред­мете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите. Расслабьте запястья и пово­дите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вздоха. Затем мягко прогни­тесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы рас­слабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

    Эти упражнения позволяют освободить от значительной части напряжения в 12 ос­новных точках тела и одновременно избавились от раздражения. Таким образом, достигается двойной эффект.         Помогает  расслабиться  пение, поэтому  пойте чаще  вместе с детьми.

    Полезна дыхательная и звуковая гимнастика. Надо  научить детей дышать через нос. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

    «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:

    1.  Отвлечь ребенка от его капризов.

    2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

    3. Задать неожиданный вопрос.

    4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошу­тить, повторить действие ребенка).

    5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.(избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя»)

    6.  Не приказывать, а просить (но не заискивать).

    7.  Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном слу­чае он не услышит вас).

    8. Автоматически, одними и теми же словами повторять мно­гократно свою просьбу (нейтральным тоном).

    9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

    10. Оставить в комнате одного на то количество минут, которое соответствует возрасту ребенка (если это безопасно для его здоровья). Например, семилетнего можно оставить на 7 минут.

    11. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.

    12.  Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)


    Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

    1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о дли­тельности прогулки и т. д.

    2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а за­веденный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способ­ствовать снижению агрессии ребенка.

    3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и на­казаний за желательное и нежелательное поведение.

    4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил повеления в группе детского сада, в классе, дома.

    5. Указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.

    6. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

    7. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хо­тел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

    Какие игры можно предложить ребенку.

    Частой ошибкой родителей и педагогов при воспитании гиперактивного ребенка становится то, что они одновременно  требуют от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности, т.е. возлагают на ребенка триединую задачу, с которой не всякий взрослый может справиться. Необходимо соблюдать 2 обязательные условия:

    1. Создавать  положительный  эмоциональный  фон.

    2. Подбирать такие игры, которые развивают только одну функцию, т.е. помнить, что даже при всём желании гиперактивный ребенок не в состоянии соблюсти все правила: сидеть спокойно, быть внимательным и при этом сдержанным в течение, например, 45 минут.

    Поэтому, предлагая ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за импульсивностью не должен сопровождаться запретом на мышечную радость и может допускать определенную долю  рассеянности внимания.

    Игры:

    Примеры подвижных  игр на развитие внимания.

     «Внимательные животные». Каждый сидящий в кру­ге выбирает роль животного, которое изображает харак­терной позой или жестом. Первый из играющих демонст­рирует свой образ, затем образ зверя, выбранного кем-то другим; тот, в свою очередь, показывает свое животное и еще чье-то. Выбывает тот, кто ошибся в жесте или позе, продержал паузу больше трех секунд либо воспроизвел образ участника,  который уже выбыл.

     «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо за­помнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

    «Что пропало?» Ведущий на короткое время показы­вает игрокам расположенные на столе предметы, после чего закрывает их и убирает один предмет. При повтор­ном показе игроки должны назвать «пропавший» предмет. Можно усложнять задание, сокращая время демонстра­ции, увеличивая число предметов ни столе, увеличивая число «пропавших» предметов либо ставя задач;, вернуть на место передвинутые предметы.

     «Герои сказки». Каждому участнику предлагаемся опи­сать какой-нибудь известный сюжет или сказку от лица каждого из персонажей. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказыва­лось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы, что­бы сбить рассказчика.

    «Мяч в круге». Стоя в круге, участники перебрасыва­ют друг другу I, 2,3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей  брошенный мяч не пойман.

    •«Броуновское движение». Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, ко­торые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пре­делы круга. Смысл -- установление командного рекорда по количеству задействованных мячей.

     «Звонкая цифра». Дети стоят по кругу, по порядку на­зывая числа. Запретными являются числа, содержащие, например, цифру 5. Вместо называния запретного числа ребенок должен хлопнуть в ладоши. Игру можно услож­нить, увеличив количество - «запретных» чисел.

    Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.

    «Скамья запасных». Выбывший из игры должен си­деть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штраф­ное очко или ей засчитывается поражение.

    «Восковая скульптура». Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.

    «Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участ­ники замирают до тех пор, пока водящий но отгадает на­звания картины.

    «Автомобиль». Дети выступают в роли деталей («ко­леса», «дверцы», «багажника», «капота» и т. п.), из кото­рых водящий «собирает» автомобиль.

    «Море волнуется» и другие игры типа «Замри-отомри».

    Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности.

     «Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не но­сить, "да" и "нет" не говорить»- и подобные игры, требую­щие самоконтроля для избегания импульсивных реакций.

    «Подскажи молча». В тех играх, где для достижения успеха дети стремятся подсказывать друг другу, это раз­решается делать, но только молча, с помощью мимики и жестов. Выкрикнувший подсказку штрафуется или нака­зывается вся его команда.

    «Не проговорись». Участники по очереди загадывают друг другу загадки, по ответ на них нельзя говорить вслух, а можно только записать на бумажке. Выкрикнувший от­вет штрафуется.

    Игры типа «Угадай мелодию».

    «Личный подвиг». Несдержанному, импульсивному ре­бенку дается индивидуальное задание — во время коллек­тивных дискуссий, подняв для ответа руку, самому ее опу­стить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с со­седом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет­ся высказаться.

    «Горячо — холодно». Поиск  спрятанной вещи по ори­ентирующим подсказкам.

    Добившись улучшения внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, пе­реходят к играм, сочетающим требования к двум функ­циям одновременно в различных совмещениях: внима­ние плюс усидчивость; внимание плюс сдержанность; усидчивость плюс сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки не с завязанными, а с закрытыми «на чес­тность» глазами, игры «Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Узнай голос», «Слепой скульптор» и т. п.

     

    Ханбикова Лилия, психолог Центра

    Вернуться к списку